"Спорткульт", Винзавод, галерея "Проун", до 30 марта
"Самый лучший человеческий вид - это спортсмен. Лучший с точки зрения изобразительного искусства". А вот и зримое подтверждение слов Родченко: круто изогнувшийся широкий торс, вздувшиеся мышцы правой руки, удерживающие над головой штангу. Порыв, свобода, стремительность, мощь, красота - было чем вдохновиться Матвею Манизеру, вылепившему в 1930-м этого атлета.
Для выставки "Спорткульт", открывшейся на Винзаводе, кураторы из галереи "Проун" и Московского музея дизайна собирали экспонаты по крупицам и в основном - по частным собраниям, решив перед Олимпиадой напомнить нам, как о спорте высказывались отечественные художники 20-х годов, задавшие вектор всему мировому авангарду и их коллеги.
Культ здорового тела был в 20-е важной частью идеологии и призывом партии двинуть трудящихся на стадионы и в спортивные залы, вдохновились лучшие артистические силы страны. Хорошая спортивная форма признавалась необходимым качеством строителя светлого будущего - и речь шла не только о физических кондициях. Варвара Степанова взялась за одежду для спортсменов, вот ее эскизы - а вот для наглядности пошитые к выставке образцы классического конструктивизма, футболки и спортивные трусы: броская черно-красно-белая гамма, простая геометрия, все ярко и наглядно. Густав Клуцис к Спартакиаде 1928-года, нашему ответу на Олимпиаду в Амстердаме, конструирует набор открыток о разных видах спорта - и перед нами один из первых опытов цветного фотомонтажа.
Кураторы собрали на стенах зала тематические разделы - так, тему зимнего спорта призваны раскрыть пасмурно-серый пейзаж Николая Терещенко "Каток "Динамо", его же композиционно-идеальные прыжки с трамплина и вот живой артефакт эпохи - коньки Алексея Кувшинникова, зачинателя нашего хоккея с мячом. Побогаче на открытия смотрится стенка силовых видов спорта - готовый встретить прямой в голову "Боксер" Надежды Крандиевской, скупыми штрихами выписанные борцы после тренировки из тетрадей Владимира Лебедева, а в центре - "Матч Москва-Ленинград: бокс, борьба поднятие тяжестей", плакат Петра Новикова.
Плакаты - отдельный жанр выставки. Их выпускали сотнями тысяч, призывавших массы встать на лыжи или двинуться всей семьей на каток в Сокольники - чтобы потом на другой день сорвать с забора, подстелить под ноги, растопить печку, благо горела оберточная бумага жарко. Но вот этому листу ватмана с рельефной фигурой Лидии Скобликовой на высоком старте и ее призывом к "молодым друзьям" заниматься спортом повезло: коллекционеру Алану Гамборгу оттиск 50-х годов достался не просто в идеальном состоянии, но и с оригиналом рисунка к нему. И последний мало чем отличается от первого - как и в случае с другим экспонатом, "За советский туризм!". Уж такое синее на плакате небо, так ослепительно бел снег, пересеченный по вертикали алыми лыжами, что призыву художников Успенского и Савостюка, взяв заботливо прислоненные к стенке рядом с плакатом точно такие же лыжи, хочется тут же последовать.
Что там у нас завтра с погодой?