Новости

07.02.2014 12:23

Шесть советских подлодок, построенных до Второй мировой войны

7 февраля 1941 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялся спуск на воду советской крейсерской подводной лодки К-55.

В связи с этим "РГ" решила вспомнить удачные проекты советских подводных лодок, разработанные до Великой Отечественной войны. Большинство из них приняли участие в боевых действиях и внесли значимый вклад в общую победу (расположены в порядке возрастания размера).

"Малютка"
 
 
 

Подлодки этого типа создавались специально для несения службы на Дальнем Востоке. Дело в том, что транспортировка туда по железным дорогам более крупных кораблей была возможна только по частям. Как следствие, и заступать на дежурство сразу они не могли - сборка требовала времени.

За основу взяли проект малой подводной лодки (ПЛ) "Минога", разработанной еще в начале XX века. "Малютка" была однокорпусной, ее вооружение состояло из двух носовых торпедных аппаратов, размещенных горизонтально в носовом отсеке (без запасных торпед), и 45-мм орудия, установленного в ограждении впереди прочной рубки.

Для перевозки готовых ПЛ на Дальний Восток Николаевский судостроительный завод построил 18 железнодорожных 120-тонных транспортеров, каждый из которых включал две тележки-платформы.

Первой из ПЛ типа "М" 16 марта 1933 года была спущена "М-3". Однако испытания выявили, что скорость лодки оказалась ниже проектной (около 5 узлов вместо 7), а время погружения (80 секунд) больше, чем у ПЛ предшествовавших серий. Кроме того, ПЛ типа "М" имели недостаточную мореходность, а после торпедного выстрела их было почти невозможно удержать под водой и они демаскировали себя.

В итоге недостатки пришлось устранять прямо на плаву - ПЛ строились большими темпами, к моменту создания специальной комиссии десяток лодок уже спустили на воду. Одной из причин снижения подводной скорости стала грубая шероховатость корпуса в связи с применением клепки поперечных швов полукруглыми головками заклепок большого диаметра. В итоге клепку прочного корпуса ПЛ решили заменить электросваркой, благодаря чему ПЛ типа "М" стали первыми в мире цельносварными боевыми подлодками.

Водоизмещение надводное / подводное 157 т / 197 т

Длина 36,9 м

Полная скорость 13,0 уз / 7 уз

Автономность 7 суток

Предельная глубина погружения 60 м

Вооружение: 2 носовых торпедных аппарата (ТА), боезапас - 2 торпеды.

Одно 45-мм орудие (195 снарядов).

"Щука"
 
 
 

Подводные лодки этого типа создавались под массовое строительство, поэтому первой задачей конструкторов было максимально удешевить проект. Однако, по словам В.И. Дмитриева (книга "Советское подводное кораблестроение"), при постройке первых ПЛ типа "Щука" не уделили достаточного внимания явлению обжатия корпуса наружным давлением воды.

Например, при первом глубоководном погружении лодки был деформирован кормовой торпедопогрузочный люк. Образовавшаяся течь представляла собой сплошную пелену воды толщиной 0,2 миллиметра и протяженностью больше метра, бившей под большим напором. Такая течь не создавала угрозы затопления, но сам факт ее появления говорил о недостаточной жесткости конструкции. Естественно, это негативно сказывалось и на настроении экипажа. Затем эти недостатки конструкции были исправлены.

Позднее на всех ПЛ этого типа впервые в отечественном подводном кораблестроении воздуходувки заменили продуванием главного балласта отработанными газами дизелей.
Первые ПЛ этого типа были заложены 5 февраля 1930 года.

Несмотря на отдельные недостатки, они имели превосходили по тактико-техническим характеристикам иностранные ПЛ аналогичных типов, отличались простотой конструкции, надежностью механизмов, систем и устройств, обладали большим запасом прочности. Они могли погружаться и всплывать при волне до 6 баллов, не теряли мореходных качеств при шторме в 9 - 10 баллов. На них установили шумопеленгаторы с дальностью действия от 6 до 12 миль. Имея 10 торпед, ПЛ типа "Щука" длиной 60 метров могла потопить в океане линкор или авианосец. Благодаря своим сравнительно малым размерам лодки были очень поворотливы и почти неуловимы для катеров-охотников за подлодками.

Водоизмещение надводное / подводное 572 т / 672 т

Длина 57 м

Скорость полная 11,5 уз / 8,5 уз

Автономность 20 суток

Предельная глубина погружения 90 м

Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых ТА, общий боезапас 10 торпед

Одно 45-мм орудие (500 снарядов).

"Декабрист"
 
 
 

Субмарины типа "Декабрист" стали первыми советскими подводными лодками, их создали на Балтийском заводе под руководством инженера Бориса Малинина. Перед его коллективом поставили задачу построить корабль, не уступающий по боеспособности западным аналогам. Закладка первых ПЛ состоялась 5 марта 1927 года.

Как пишет Дмитриев, ПЛ типа "Декабрист" имели двойной корпус. Прочный, способный выдерживать забортное давление воды при погружении на предельной глубине, и легкий корпус, полностью охватывающий прочный корпус. Пространство между ними делилось поперечными переборками на шесть пар цистерн главного балласта, в подводном положении они заполнялись водой. Для всплытия водяной балласт удалялся (продувался) из цистерн сжатым воздухом. Особая конструкция позволяла переходить из надводного положения в подводное всего за 30 секунд, тогда как созданной еще до революции ПЛ "Барс" требовалось для этого три минуты.

"Декабрист" была первой отечественной ПЛ, рассчитанной на предельную глубину погружения 90 метров. Принципиально новой являлась и система регенерации воздуха внутренних помещений - удаление избытка углекислого газа и пополнения убыли кислорода в воздухе. Это связано с тем, что длительность непрерывного пребывания под водой выросла у "Декабристов" до трех суток вместо одних у "Барсов".

Лодка оснащалась восемью торпедными аппаратами (ТА). После Первой мировой войны длина торпед во всех флотах мира возросла в 1,5 раза, калибр увеличился на 20 процентов, а масса боевого заряда выросла втрое. В то время таких торпед в СССР не было, их тоже пришлось разрабатывать параллельно со строительством новых ПЛ. Также лодка была оснащена 100-милиметровой пушкой и 45-милиметровым зенитным полуавтоматом.

Впервые в мире ПЛ типа "Декабрист" оснащались комплектом аварийно-спасательных средств, сигнализации и связи с аварийной ПЛ, поддержания жизнедеятельности и спасения экипажа, средств подъема ПЛ на поверхность.

3 ноября 1928 года головная ПЛ серии I "Декабрист" сошла со стапеля на воду. Проведенные испытания показали: задача создать лодку, не уступающую западным аналогам, была выполнена.

Водоизмещение надводное / подводное 934 т / 1361 т

Длина 76,6 м

Скорость полная 14,6 уз / 9,5 уз

Автономность 28 суток

Предельная глубина погружения 90 метров

Вооружение: 6 носовых ТА, 2 кормовых ТА, общий боезапас торпед 14

Одно 100-мм орудие (120 снарядов),

Одно 45-мм орудие (500 снарядов)

"Средние"

История создания этой ПЛ интересна тем, что разработкой ее проекта занималась голландская фирма "Дешимаг" (фактически, там работали одни немецкие инженеры). Это была первая в советском подводном кораблестроении ПЛ смешанной конструкции: прочный корпус - клепаный, легкий корпус - сварной.

Система всплытия ПЛ отличалась простотой управления и эффективностью. Главный водяной балласт продувался отработанными газами дизелей или воздухом высокого давления. Также лодку отличали рациональное размещение постов управления, хорошая доступность механизмов и устройств. Была заметно улучшена обитаемость торпедных отсеков.

Приемосдаточные испытания двух первых ПЛ завершились 11 сентября 1936 года подписанием приемного акта. Государственная приемная комиссия отметила высокие боевые качества новых ПЛ, хорошую их маневренность, мореходность и управляемость. На их стороне было преимущество в дальности плавания, автономности, предельной глубине погружения и общем запасе торпед перед средними ПЛ типа "Щука", указывает Дмитриев.

Новые средние ПЛ могли ходить под дизелями в любую погоду, погружаться и всплывать на ходу при сильном ветре и волнении моря, использовать оружие при температуре наружного воздуха до минус 20 градусов.

Водоизмещение надводное / подводное 828,2 т / 1068, 7 т

Длина 77,7 м

Полная скорость 20 уз / 9,0 уз

Автономность 30 суток

Предельная глубина погружения 100 м

Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых ТА, общий боезапас - 12 торпед

Одно 100-мм орудие (200 снарядов),

Одно 45-мм орудие (500 снарядов)

"Ленинец"
 
 
 

Подлодки этого типа стали первыми советскими минными заградителями. По словам того же Дмитриева, в архитектурном отношении ПЛ "Ленинец" ("Л") во многом напоминала "Декабрист" и являлась его логическим развитием.

ПЛ типа "Л" принадлежали к полуторакорпусным лодкам. Их легкий корпус располагался по всей длине прочного, но не по всему его периметру - нижняя часть прочного корпуса оставалась открытой. Такая форма заметно улучшала остойчивость ПЛ в надводном положении.

Незадолго перед войной ПЛ типа "Л" модернизировали. По-новому были установлены перископы - зенитный и командирский. Место командира было поднято из центрального поста (ЦП) в боевую рубку более чем на два метра. Это освободило командира от шума и тесноты центрального отсека, куда поступали потоком доклады со всех боевых постов ПЛ, а их было более 20.

К недостаткам этих ПЛ следует отнести загромождение внутренних помещений, особенно жилых. Связано это с переходом в системах общекорабельной и батарейной вентиляции от труб прямоугольного и трапецевидного сечения к круглым. Они хуже вписывались в очертания внутренних помещений.

Артиллерийское вооружение ПЛ "Ленинец" было таким же, как и у "Декабристов". А главной боевой мощью являлись мины. Специально для этой лодки создали якорную ударно-механическую мину с массой боевого заряда 300 килограммов.

В октябре-ноябре 1933 года государственная комиссия приняла первые подводные минные заградители типа "Ленинец".

Водоизмещение надводное / подводное 1025 т /1312 т

Длина 78 м

Скорость полная 14,5 уз / 8,3 уз

Автономность 28 суток

Глубина погружения предельная 90 м

Вооружение: 6 носовых ТА, запас 12 торпед,

Одно 100 мм орудие (122 снаряда),

Одно 45 мм зенитное орудие (250 снарядов)

Крейсеры
 
 
 

Подводные лодки типа "К" (Крейсерские) получили у советских моряков ласковое название "катюши", пишет в своей статье "Подводные крейсеры" бывший штурман Краснознаменной подводной лодки К-52 Евгений Жолковский. Это были крупные корабли, сопоставимые по водоизмещению с самыми большими ПЛ Германии, Франции, США и Японии.

Идея создания мощной отечественной ПЛ, предназначенной для действий в океане, на большом удалении от баз, принадлежала морскому инженеру Михаилу Рудницкому. По своим тактико-техническим данным крейсерские лодки типа "К" находились на уровне последних достижений мирового подводного кораблестроения, а по ряду показателей, в том числе по скорости и вооружению, превосходили иностранные образцы.

Два дизельных двигателя мощностью по 4200 лошадиных сил позволяли им развивать скорость хода в надводном положении 22 узла. Дальность плавания составляла 15000 миль. Автономность плавания достигала 50 суток.

Главное оружие подводного крейсера - 10 торпедных аппаратов (6 в носу и 4 в корме). Они несли весьма мощный заряд, имели высокую скорость и большую дальность хода. Кроме торпед, в ПЛ находилось 20 мин заграждения.

На ПЛ типа "К" было два перископа, приспособленные, в частности, и для фотосъемок. Коротковолновые радиостанции ПЛ обеспечивали устойчивую двухстороннюю радиосвязь даже на самых дальних дистанциях. Во время испытаний была установлена уверенная радиосвязь между ПЛ, одна из которых находилась в Финском заливе, а другая - на Дальнем Востоке.

При монтаже ПЛ применялись самые передовые для того времени технические приемы. При сборке наружного корпуса подводного крейсера использовалась электросварка. Это позволило существенно снизить вес, резко увеличить живучесть ПЛ.

Водоизмещение надводное / подводное 1500 т / 2117 т

Длина 97,6 м

Скорость полная 22,5 уз / 10 уз

Автономность 50 суток

Предельная глубина погружения 100 м

Вооружение: 6 носовых ТА, 2 кормовых ТА, 2 ТА в надстройке, боезапас 24 торпеды

2 орудия калибра 100 мм (400 снарядов)

2 орудия калибра 45 мм (1100 снарядов)

20 мин в двух минно-балластных цистернах.

Оружейная палата Русское оружие Вооружение России РГ-Дайджест РГ-Фото