07.02.2014 11:15
    Поделиться

    Дизайнер перенесла тагильскую живопись на торты

    Дизайнер Светлана Баянкина из Екатеринбурга, можно сказать, дала вторую жизнь умирающему народному промыслу - тагильской подносной росписи. Она придумала переложить ее на торты. И ее кулинарные шедевры, расписанные цветущими уральскими розами, высоко ценятся на мировом уровне: занимают первые места в международных рейтингах и публикуются в профессиональных изданиях. Мастер даже создала обучающий курс по декорированию тортов и теперь учит российских и зарубежных тортоделов уникальной уральской технике "двойного мазка".

    Светлана рассказала "РГ" о том, почему решила украшать традиционным подносным рисунком торты, насколько сложно оказалось рисовать кулинарными красками и не жалко ли ей отдавать свои красочные шедевры на съедение.

    Вы, должно быть, родом из Нижнего Тагила, раз решили культивировать тагильскую цветочную живопись?

    Светлана Баянкина: Я из Екатеринбурга, но, как и многие уральцы, с детства знакома с тагильской росписью. Ведь здесь почти у каждого дома есть поднос с традиционным уральским цветочным орнаментом. В советское время в Нижнем Тагиле было предприятие, которое изготавливало эти подносы. Однако оно закрылось, мастера потеряли работу. Подносы теперь расписывают единицы. А вот в Жостово (Московская область), которое некогда заимствовало у Тагила этот промысел, производство сохранилось. И теперь продукция жостовских мастеров известна больше, чем наша. Мне стало обидно за наше народное творчество, и я стала искать способ его популяризовать. Как известно, любое ремесло живет, только если оно востребовано в быту. А в случае с художественной росписью - если она используется для украшения вещей, необходимых в повседневной жизни. И так как я давно занималась декорированием тортов, то решила, почему бы не украсить их "тагильскими" цветами.

    Вы до этого уже владели особой техникой рисования "тагильской розы"?

    Светлана Баянкина: Нет, я долго перенимала искусство у двух талантливейших уральских мастеров, которые имеют свой неповторимый почерк.

    Но ведь для тагильской росписи используются масляные краски, благодаря которым нарисованные цветы смотрятся, как живые. Как вам удалось добиться такого же эффекта кондитерской палитрой?

    Светлана Баянкина: Я долго экспериментировала и в итоге нашла способ, как воспроизвести этот эффект пищевыми красителями.

    Как у вас получилось представить тагильскую "тортовую" роспись на мировом уровне?

    Светлана Баянкина: Я уже до этого сотрудничала с международными кондитерскими порталами и журналами: представляла свои работы, а также выполняла задания изданий, которые просили создать торт в определенном стиле для публикации. Тогда мои декораторские решения тоже высоко оценивались профессиональным сообществом. Но, когда я представила торт в настоящем русском духе - стилизованный под тагильский поднос, иностранные тортоделы были просто в восторге от него! Ведь за рубежом нет ничего подобного.

    Вернее, за границей есть похожая техника "двойного мазка" под названием "one stroke", но она примитивная и не идет ни в какое сравнение с тагильской росписью. Причем ее автором считается американка Донна Дьюберри. Она запатентовала маховую роспись в шестидесятых годах прошлого века и сделала ее известной во всем мире под своим именем. Хотя, по сути, такое же тагильское письмо существует на Урале почти триста лет, но о нем никто не знает. И у меня есть подозрение, что американка попросту заимствовала у нас эту технику.

    Почему вы решили обучать тагильской росписи тортов других, в то время как сами могли бы собирать лавры?

    Светлана Баянкина: Я решила для себя: чтобы техника жила, ею нужно делиться. Поэтому разработала авторский курс и стала проводить его в разных городах. И что интересно, однажды ко мне на мастер-класс приехала ученица из Самары и рассказала, что увидела в своем городе торт с тагильской росписью, привезенный из Санкт-Петербурга. Он ей настолько понравился, что она тоже захотела освоить уральское ремесло. Приехав в Северную столицу, я поинтересовалась у своих учеников, кто из них заслал торт аж в Самару. И одна из мастериц призналась, что это она сделала его на заказ. Причем второй, подобный, отправила в Голландию.

    Правда ли, что научиться тагильской росписи можно всего за один курс?

    Светлана Баянкина: Да, ее можно освоить за два-три дня. Ведь тагильская роспись - это в чистом виде техника. Для этого не нужно уметь рисовать картины. Главное - научиться делать мазок, а дальше остается лишь копировать традиционный подносный рисунок. На подносе есть все: композиция, элементы, гамма. Если освоить тагильскую роспись, то потом можно будет всего за пару часов красиво оформить двухъярусный торт, тогда как обычно на это уходит несколько дней.

    Вы профессиональный кондитер или создание красивых тортов - ваше хобби?

    Светлана Баянкина: Я по профессии дизайнер. В свое время окончила свердловскую архитектурную академию, потом поехала по распределению на АвтоВАЗ в Тольятти. Там я попала в отдел, который занимался организацией мероприятий и разрабатывал печатную продукцию - афиши, рекламу, логотипы. Поэтому впоследствии ушла в рекламный бизнес. А созданием необычных тортов я увлекалась еще со студенческой поры. Тогда были только круглые или квадратные кондитерские изделия с розочками. Я же их делала, например, в виде ананаса или рога изобилия с фруктами.

    А как вы научились профессионально декорировать торты?

    Светлана Баянкина: Более десяти лет назад я впервые попала в Англию. Там я увидела кулинарные телепередачи, где из обычных тортов делали настоящие произведения искусства: обтягивали мастикой, украшали декоративными элементами. И, честно говоря, испытала культурный шок. Было сложно поверить, что торт может быть не только круглым и с масляными розочками. И мне захотелось творить! Я начала читать профессиональную литературу, журналы, форумы. Но тогда в России еще не было нужных материалов. И только когда они стали появляться, я решилась воплотить всю изученную теорию в практике. И у меня получилось! Но я поняла: чтобы профессионально заниматься декорированием, нужно перенимать опыт у настоящих мастеров. И поехала учиться в Англию. Там я освоила на специальных курсах технологию создания декоративных сахарных цветов и технику "роял-айсинг" (создание "кружевных" узоров из королевской глазури) для украшения тортов. Потом, после возвращения в Россию, долго тренировалась, оттачивала мастерство. Стала делать торты на заказ.

    Ваши работы действительно впечатляют - они сродни произведению искусства. А сколько времени уходит на создание одного такого шедевра?

    Светлана Баянкина: По-разному. Например, на оформление торта в технике "роял-айсинг" уходит до 4-5 дней. Потому что нужна длительная подготовка, тщательный математический расчет, изготовление шаблонов. Потом много времени занимает создание деталей. Но, понятно, что сам торт выпекается непосредственно перед декорированием.

    Вам не жалко отдавать свои изысканные работы на съедение?

    Светлана Баянкина: У меня был переломный момент, когда я увидела, как варварски поедают мою работу. Тогда я решила, что больше никогда не буду заниматься декорированием. Ведь в торт было вложено столько мыслей и сил, что было больно видеть, как люди жадно его поглощают, не обращая внимания на красоту. Но после учебы в Англии я поняла, что декор тортов - это в чистом виде бизнес. Мастер работает на заказ, и клиент имеет право делать с результатом этого труда все, что захочет. Только с таким подходом можно заниматься этим делом.

    А сколько стоит такой дизайнерский торт?

    Светлана Баянкина: Я не хочу называть цену, потому что это будет некорректно. Могу привести пример из мировой практики. Скажем, цена за торт известного в мире кондитера Рона Бен-Израеля начинается от 10 тысяч долларов. Понятно, что в России в целом и на Урале в частности она значительно ниже. Но авторские торты в любом случае не могут дешево стоить, ведь это эксклюзив. Чтобы их создать, нужно много сил, времени и мастерства.

    А много ли в Екатеринбурге таких мастеров, как вы?

    Светлана Баянкина: Здесь я не встречала мастеров, которые бы владели профессиональными техниками: роял-айсингом, сахарными цветами, росписью. Но в России они, конечно, есть.

    Но сегодня уже можно встретить немало предложений об изготовлении дизайнерских тортов.

    Светлана Баянкина: Сейчас созданием оригинальных тортов занимается много мастериц. В основном это женщины, которые, сидя в декрете, решили заняться выпечкой, освоили простейшую технику, а потом стали делать торты на заказ. Однако, как правило, они работают на бытовом уровне.

    А где проходит грань между мастером и обычной мастерицей?

    Светлана Баянкина: Там же, где грань между обычной швеей и кутюрье. Мастер - это профессионал, который владеет декораторской техникой и имеет собственный творческий взгляд. Его работы эксклюзивны и впечатляют людей. Не случайно их начинают копировать.

    Поделиться