Каким образом? Дело в том, что здесь уже несколько лет существуют особые интернет-сайты, с помощью которых можно найти попутчиков, скажем, при поездке из одного города в другой или для того, чтобы, заранее договорившись, совместно добраться из далекого пригорода до работы в Париже или приехать в иной мегаполис Франции. Конечно, не даром, а за небольшую плату, своего рода "участие в транспортных расходах".
Руководство молодой компании "Убер" решило при соблюдении некоторых условий распространить эти схемы на поездки по французской столице. О чем речь? Заручившись поддержкой городских властей, "Убер" предлагает за скромные комиссионные осуществлять исключительно с помощью смартфонов и айподов контакты между парижанами-автомобилистами и их потенциальной клиентурой. Записаться в добровольцы могут те водители, у которых стаж вождения от трех лет и более, кто не привлекался к суду, и у кого безукоризненное страховое досье. Помимо этого, как уточнил глава "Убера" Пьер-Димитри Гор-Коти, с кандидатами в "таксисты" проводится собеседование, с тем чтобы "была уверенность в том, что нас не подведут". При этом автодобровольцев предупреждают: пассажирам рекомендовано давать оценку их работы, а при "негативе" контракт будет незамедлительно разорван.
Большой плюс новой системы заключается в том, что "эрзац-такси" парижанам будут обходиться раза в полтора-два дешевле, чем поездки на такси классическом. В расчет берется время и километраж. Подсчитано, что средняя стоимость поездки не будет превышать 10-12 евро. Что касается налогообложения, то каждый "левак" в законе должен ежегодно отчитываться за полученные таким образом доходы перед фискальными службами самостоятельно.
Появление новичков на рынке столичного индивидуального извоза, естественно, вызвало возмущение местных таксистов. Их можно понять: на протяжении десятилетий они оставались монополистами, но теперь этот их неприкосновенный статус все больше оказывается под угрозой. Пару лет назад городской муниципалитет дал "зеленый свет" их непосредственным конкурентам - туристическим машинам с водителями, которые предоставляют сервис высокого класса, сравнимый с "лимузинным". А теперь на сцене появился новый извоз под маркой "low cost".
Правда, у обычных такси остается одно немаловажное преимущество: только они могут по существующим правилам брать "голосующих" клиентов на улице, а также обслуживать аэропорты и вокзалы. Тем не менее профсоюзы парижских таксистов рассержены не на шутку грозят в ближайшие дни вновь парализовать Париж массовой забастовкой.
Исторически берлинские таксисты не отличаются особой вежливостью. Сел, поехал, заплатил - и до свидания. До определенной поры такая формула работала. Однако число таксистов увеличилось, а в суровой конкурентной борьбе выдержать не так-то просто. Поэтому по предложению руководителя крупнейшего диспетчерского предприятия "Такси Функ Берлин" Германа Вальднера профессиональный Союз такси Берлина и Бранденбурга решил научить водителей хорошим манерам. Как рассказал "РГ" его председатель Детлеф Фройтель, водителям предлагаются двухдневные курсы, в которых таксисты изучают как детализированные правила дорожного движения, так и основы налогового, процессуального, гарантийного права и Закон об общественном транспорте.
Изюминка курса - правила поведения в салоне и условия вежливого обхождения с пассажиром. По словам Детлефа Фройтеля, обученные таксисты будут увереннее в себе, психологически стабильнее и станут больше уважать свою профессию. Стоит курс 40 евро. Окончившим его таксистам присваивается звание "водителя категории ВИП" и вручается съемная виньетка с его фотографией, которая может крепиться на лобовом стекле машины.
Курсы пользуются огромным спросом, до июля все места заняты. С 10 февраля берлинские таксисты начнут предлагать особый сервис своим клиентам и гостиницам. Предполагается, что к лету около 800 из 7700 берлинских таксомоторов будут ездить с новым "знаком качества". Плата за улучшенный сервис не повысится: цены на поездки в такси устанавливаются городской администрацией общественного транспорта на основании тарифных договоренностей с союзами таксистов. А калибровка счетчиков происходит в контрольном ведомстве. Курсы, однако, это еще полдела. Обученные правилам вежливого поведения таксисты должны быть всегда на высоте. Автомобили с виньеткой обязаны быть чистыми, а их водители опрятными. Контроль качества обслуживания и использования виньеток будет регулярно проводиться диспетчерскими службами и союзом таксистов.
Подготовила Анна Розэ (Берлин)