Имея пропуск попасть сюда можно без лишней волокиты - вставил аккредитацию в специальный сканер, шагнул через турникет, и вот ты уже в святая святых Олимпиады. Для сравнения, в том же Лондоне, чтобы попасть в места обитания спортсменов даже из Олимпийского парка, нужно было отстоять получасовую очередь, пройти еще один строжайший досмотр и сдать аккредитацию в обмен на специальный нарукавник. В Сочи же достаточно пройти один пункт досмотра при входе на территорию парка, после чего вы можете передвигаться абсолютно свободно.
Первое, что в "Усадьбе" бросается в глаза - широкие, чистые улицы, по которым практически не ездят автомобили. Зато двухколесный ножной транспорт здесь в большом почете. Добрая половина спортсменов ездит на велосипедах постоянно - в столовую, в фитнес-клуб, в развлекательный центр, или просто так. Особенно уважают такой способ перемещения голландцы. У дома, в котором живет делегация из Нидерландов, припарковано несколько десятков ярко-оранжевых великов. А граждане в соответствующей униформе регулярно проносятся мимо нас на устрашающей скорости.
Соседи голландцев, финны, тоже стараются не отставать. Правда их транспорт, по понятным причинам, не такой броский - сине-белая классика. С удовольствием крутят педали и канадцы с американцами, а вот наши предпочитают перемещаться на своих двоих. Группки людей в красно-белой форме с большими буквами "RU" на груди чинно шагают в столовую. Променад занимает минут семь, а конечная цель - большой шатер, где просто "праздник живота".
Если хорошенько посидеть в ресторане, а, точнее, столовой Олимпийской деревни, то можешь встретиться с людьми, которых давно не видел.
Вот быстренько, по-прежнему быстро, и грациозно плывет по паркету симпатичная молодая женщина. Как всегда на щеках румянец, на лице - улыбка. Улыбается всем и каждому, а ее узнают, приветствуют. И не только потому, что Ирина Слуцкая - вице-мэр этой прибрежной деревни, заместитель Елены Исинбаевой, но и потому, что многократная чемпионка мира и Европы по фигурному катанию очень приветливый человек.
Ир, как тебе здесь?
Ирина Слуцкая: В ресторане? Очень хорошо. Теперь спортивная карьера позади, и не надо уж так строго себя сдерживать, иногда можно и побаловать. И работа - нравится. Приезжают люди, а мы встречаем приветствуем. Если требуется, помогаем.
Не тянет на лед, на олимпийский "Айсберг"?
Ирина Слуцкая: Ой, что-то нет. Иногда подумаешь, что вот, надо идти, вкалывать, рисковать. И, знаете, не очень тянет. А вот болеть за своих - буду. Но, извините, пора. Видите, какой у нас гость.
Еще бы не видеть. Идет твердой поступью Геннадий Андреевич Зюганов. Руководитель фракции КПРФ в Госдуме - большой и по-настоящему преданный болельщик. Не только он знает спортсменов, но и они его. Подходят, приветствуют. А Геннадий Андреевич, не забывая пожелать приятного аппетита, говорит, что верит в успехи. Аппетит, этот, бесспорно, у всех отменный, да и в успехи хочется верить.
Такая столовая с европейской, азиатской, русской, халяльной, да на какой угодно вкус пищей не может не настраивать на лад оптимистический. Сколько раз бывали в столовых разных олимпийских деревень, но, честно, никогда не слышали от как на подбор вежливого персонала:
- Ой, ребята, да что вы все сходите, расспрашиваете, да снимаете. Но попробуйте ж сами. У нас вкусно.
И сами, без спросу накладывают на тарелку три пирога. Свидетельствуем: один вкуснее другого. От четвертого отказываемся, и огорчаем хозяев-поваров:
- Да вы ж не спортсмены, это они все отказываются - а вам, можно, вон какими камерами обвешались.
Тут же получаем радостное: Бонжур! Са ва?
Еще бы не са ва. Это президент Федерации ледовых видов спорта Франции Дидье Галаге подтягивает к столику свое блюдо, вернее, блюда.
И как? Не скучаете без знаменитой парижской кухни?
Дидье Галаге: Тут не заскучаешь. Кухня ваша - на все вкусы. И на наш, французский, тоже.
А что выделите?
Дидье Галаге: Ничего не буду выделять. Зачем? Лучше попробовать как можно больше всего этого разнообразия. Бон аппети!
Олимпийская деревня - это город в городе. Небольшие дома в 4-5 этажей. Новенькие, красивые, с зелеными дворами и даже бассейнами. Квартиры в них после Олимпиады, надо полагать, станут элитной недвижимостью - далеко не везде спортсменам предоставляют такие шикарные условия.
На фасадах и окнах, по традиции, флаги той страны, чьи атлеты здесь проживают, так что ориентироваться несложно. Российский дом, точнее даже комплекс, стоит в самом начале жилой зоны. Наши соседи - Украина и Белоруссия, занявшие верхние этажи. А в тихом уютном дворике идет активная работа. Бобслеисты приехали получать часть формы, а керлингистки как раз заселяются. Объект повышенного внимания журналистов - наш знаменосец Александр Зубков. Примерив новую куртку, он спокойно и рассудительно отвечает на вопросы.
- Все хорошо, красиво. Ребята, которые уже живут в олимпийской деревне, всем довольны - питанием, условиями. Они говорят, что все великолепно, - говорит он. - Мы видим, что Россия достойна принимать не просто соревнования, но и Олимпийские игры - самые значимые, самые ответственные старты в мире. Ну а для спортсмена самое главное - удобная кровать, на которой можно нормально выспаться.
Сам Зубков, как и вся сборная по бобслею, будет жить не здесь, а горах - там, где и пройдут их соревнования. Заселятся ребята 10 февраля. Те же, для кого "Усадьба" на время Игр стала родным домом, вовсю осваивают местную инфраструктуру. В центре развлечений, правда, пока немноголюдно. Лишь пара человек катает шары на бильярде, тогда как столы для пинг-понга и воздушного хоккея, равно как и автоматы с компьютерными играми пустуют. Оно и понятно - перед стартами расслабляться никто не будет. Зато через несколько дней, когда для кого-то соревнования уже закончатся, это место наверняка будет востребовано.
Пока же куда больше популярен тренажерный зал. Тут и беговые дорожки, и велосипеды, и все условия для силовых тренировок. Народу много, но места всем хватает. Что удобно - повсюду висят телевизоры, поэтому прямо во время пробежки на дорожке можно смотреть Олимпиаду и болеть за своих друзей.
"Чудовская" слобода
Из названия - "дополнительная горная деревня" - можно сделать вывод о ее второстепенном статусе. Но это совершенно не так, хотя бы потому, что живут в ней представители популярнейших видов спорта - лыж и биатлона.
Самая труднодоступная деревня из трех, она спряталась в горах на высоте 1450 метров над уровнем моря рядом со спортивным комплексом "Лаура". Чтобы до нее добраться, потребуется пересесть с шаттла на канатную дорогу, а затем еще раз воспользоваться услугами авто. Перед главным входом площадь, названная в честь знаменитого отечественного лыжника Алексея Прокуророва.
"Имена наших прославленных спортсменов носят все улицы и площади деревни. Это чтобы иностранцы знали историю российского спорта", - поясняет руководитель объекта Виталий Савилов, согласившийся ненадолго стать нашим гидом.
Рядом с парадными дверями скромная табличка с надписью - "офис мэра деревни". Убранство этого кабинета более чем аскетическое. В дальнем углу угощение для посетителей, в другом - диван и обычный стол, за которым работает сам градоначальник Максим Чудов.
- А мне больше и не нужно, я же на месте не сижу, хожу по корпусам, спрашиваю, есть ли проблемы, - чувствуется, что бронзовый призер Ванкувера-2010 вжился в роль. - Тьфу-тьфу-тьфу, пока даже вечно скандальные норвежцы не жалуются. Вокруг "Слободы", такое название дали дополнительной деревне, сплошные горы, и спортсменам там особенно не разгуляться. Поэтому организаторы постарались максимально разнообразить досуг своих постояльцев.
Культурная и общественная жизнь деревни сосредоточена на трех этажах главного корпуса. Здесь все, чтобы спортсмены не чувствовали себя оторванными от цивилизации: салон красоты, центр-спа, бассейн, супермаркет, химчистка, почта. Последняя, к слову, располагает эксклюзивной услугой: в течение 15 минут можно обзавестись новенькими марками с собственным изображением на фоне олимпийских колец и гор. Правда, небесплатно - 300 рублей за комплект из шести марок. Сделка явно выгодная.
Развлечения в олимпийской деревне нужно искать буквально под землей. В главном корпусе помимо обычных, еще "минус" три этажа и вот там-то все, что нужно, чтобы развеяться после напряженных стартов и тренировок. Игровая комната с консольными приставками, DVD-зал, где спортсмены сами могут выбрать фильм для просмотра, приличных размеров спортивный зал, в котором лыжники и биатлонисты регулярно "рубятся" в волейбол. Подобного разнообразия в деревнях предыдущих зимних Олимпиад не было.
Те же, кто думает о душе, тоже не обделены. Межконфессиональный центр находится там, где ему и полагается, на самом верхнем этаже главного корпуса. Место для уединения здесь могут себе найти приверженцы шести вероисповеданий. Чтобы "работать" тут, тоже нужно было пройти строгий отбор. По словам послушника Высоко-Петровского монастыря Богдана, перед тем, как стать олимпийским волонтером, он сдавал экзамены даже на логику.
Тренер разбегается
Путешествуя по деревне, мы, конечно, украдкой рассчитывали повстречать кого-нибудь из спортсменов, и чем "звезднее", тем лучше. Но то ли олимпийцы заранее узнали про собравшихся к ним в гости журналистов, то ли усиленно тренировались - улицы деревни пустовали. И все же, когда надежда почти угасла, нам повезло. В резидентской зоне были замечены норвежские звезды биатлона Тарьей Бе и Эмиль Хегле Свенсена, разминающиеся с киями у бильярдного стола.
Забавно, что некоторые из коллег, похоже, так привыкли видеть обоих в боевой амуниции, что в обычной обстановке признали скандинавов не сразу. Впрочем, в непривычном амплуа норвежцы выглядели не менее уверенно и умело, нежели на трассе. Несмотря на видимое благодушие и раскрепощенность и Бе, и Свенсен с журналистами общаться отказались наотрез. А может, им просто пока не на что жаловаться.
Еще один сюрприз нас ждал в тренажерном зале. Вместо спортсменов на беговой дорожке километры наматывал тренер женской сборной по биатлону Вольфганг Пихлер. Соответствующий навык ему пригодится в гонках, когда он на бегу будет яростно подбадривать своих подопечных. Кульминация нашей импровизированной экскурсии - посещение жилого номера деревни. В комнату к спортсменам журналистов, конечно, никто не пустил: это категорически запрещено. Врачи сборных даже против того, чтобы посторонние просто заглядывали к ним в корпуса - вдруг занесут какую-то бациллу.
И все же, судить о быте олимпийцев мы могли практически из первых рук. В свой номер нас пригласил мэр деревни Максим Чудов, а он у него самый что ни на есть стандартный, без всяких привилегий.
"Таких комфортных комнат у спортсменов не было никогда", - основательно заметил Виталий Савилов, а мы машинально подхватили: "и не будет". А что еще тут сказать. Во-первых, номера по-настоящему просторные: в том же Ванкувере такие спортсменам могли только сниться. Во-вторых, с дизайнерским оформлением, как в гостиницах хорошего уровня. Наконец, с балкона открываются потрясающие виды на горы. Если не победы, то красивые фотографии жильцам "Слободы" по возвращении домой гарантированы.