Фестивальные показы проходят по всему Берлину, а теперь к традиционным кинозалам добавился возрожденный "Цоо Паласт" - огромный кинотеатр, в котором Берлинские фестивали проходили до конца 90-х, пока не появился новый центр на Потсдамер-платц. Теперь "Цоо Паласт" снова в строю, и там идут фильмы "Панорамы".
Она открылась первым во вьетнамском кино фантастическим блокбастером Nuoc 2030, фишка которого - глобальное потепление. Снятый бывшим физиком Нгуэн Минь Нгуэн Во фильм повествует любовную историю на фоне утонувшего Вьетнама. Под водой весь север страны, на плаву остались лишь рыбаки и немного растительности, употребляемой в качестве наркотиков. Старт "Панорамы" здесь считают неудачей, фильму пророчат судьбу фестивальной экзотики, не имеющей шансов на широких экранах.
Богатая коллекция байопиков пополнилась двумя фильмами: "Ив Сан Лоран" в "Панораме" и "Возлюбленные сестры" в главном конкурсе. Первый снят французским актером-режиссером Джалилом Леспером с актером театра "Крмеди-франсез" Пьером Нивеем в заглавной роли знаменитого кутюрье, ученика Кристиана Диора. Пользуясь взыгравшим интересом к недавно запретным темам, фильм щедро живописует страсть героя к алкоголю, наркотикам и своему партнеру по бизнесу Пьеру Бергу. Вторая картина стилизована под XVIII век, и герой ее не меньше, чем сам Фридрих Шиллер. Этот проект немецкий режиссер Доминик Граф снимал долго и фундаментально, и в свет появился почти трехчасовой фильм, но коварство и любовь в нем ограничились любовным треугольником между знаменитым драматургом и сестрами-аристократками фон Ленгефельд - Каролиной и Шарлоттой. Шиллер же интересует режиссера не как художник, а как субъект, который рискует любить вопреки общественным предрассудкам. Эта чистейшая драма эмоций разворачивается на фоне одной из культурных столиц Европы Веймара и накатившей Французской революции. Впрочем, героя можно было бы назвать как угодно: в работе актера Флориана Стеттера не ощущаешь ни художественную натуру, ни сколько-нибудь крупную личность, и Шиллер здесь выступил только поставщиком случившейся в реальности любовной истории - казуса, волею судеб возведенного в ранг исторического.
Воплощая надежды Дитера Косслика, директора Берлинале, повлиять через кино на моральный облик мира, фестиваль делает упор на социальных проблемах времени. Немецкая конкурсная картина "Джек", например, встревожена нравственным состоянием современных молодых мам: они умеют родить, но неспособны понять, что детишек еще нужно воспитывать, а это рутинная и многотрудная работа. И вот, пока мама Санна в поисках жениха меняет любовников, малыши Джек и Мануэль предоставлены самим себе. Происходит несчастный случай, и беспризорных, в сущности, мальчуганов власти передают в детский дом. Приняв на себя ответственность за четырехлетнего братишку, десятилетний Джек вместе с ним бежит от казенщины и пытается вернуться домой. Но дом заперт, загулявшая мама куда-то испарилась, и двое малышей в большом городе переживают душераздирающую одиссею, ночуя в канавах и воруя в магазинах пропитание. Берлин показан подробно и живописно, причем увиден как бы взглядом взрослеющего на наших глазах ребенка.
Слеза ребенка всегда безотказно действует на публику, но режиссер Эдвард Бергер избегает сантиментов, хотя иногда и подпускает оркестровые рыдания в саундтреке - в целом картина получилась неслезливой, но суровой. Открытием фестиваля стал Иво Питцкер в роли Джека, сорвавший на встрече с прессой веселые овации. В фильме нет кинематографических новаций, и он менее всего связан с артхаусом, но заставляет подумать о природе нашего ближайшего будущего, когда оно перейдет в руки таких наученных горьким уличным опытом мальчиков. Мне даже кажется, что эта миссия для кино - важнее, чем угождать фестивальным тусовкам. Тусовка как раз осталась недовольна, и в рейтинге, который уже начал выстраиваться, "Джек" пока занимает последнее место.
Немецкое кино на этом фестивале не поскупилось и представило в разных программах наибольшее число фильмов - 72!