Новости

08.02.2014 11:33
Рубрика: Культура

Пять историй о фильме "В джазе только девушки"

8 февраля 1925 года родился американский актер Джек Леммон. За свою карьеру он сыграл около сотни ролей, от комедийных до трагических. Фильмом, вознесшим его на вершину славы, стала любимейшая российскими зрителями картина "В джазе только девушки", где также снялись Тони Кертис и Мерилин Монро. Впрочем, не только российскими - в 2000 году американские киноакадемики признали фильм лучшей комедией за всю историю кинематографа Соединенных штатов, хотя она снята на стыке нескольких жанров.

О значении этого фильма для истории кино написано немало. И о блестящем сценарии Билли Уайлдера и Изи Даймонда, в основе которого - французская комедия 1935 года и ее же немецкий ремейк 1951. (Получается, в кино не так важен сюжет, важнее - как он подан, так как Билли Уайлдер снял шедевр). И о том, что это первый фильм, сделанный по системе "свободного продюсирования", позволившей собрать звездный состав актеров, а также взвинтившей их гонорары до небес. Несмотря на успешный прокат, из-за высоких выплат актерам создатели получили прибыль всего в 500 тысяч долларов.

Сегодня "РГ" вспоминает пять фактов и историй, связанных с этой комедией.

Есть ли под платьем белье?

Фильм "В джазе только девушки" получил лишь один-единственный "Оскар" - за лучшие костюмы. Их создавал известный модельер того времени Орри-Келли, он и в жизни шил платья для Мерилин Монро. Джек Леммон и Тони Кертис поначалу были недовольны той женской одеждой, которую им подобрали - платья "не сидели" на мужских фигурах. И тогда актеры попросили, чтобы костюмы для них создал Орри-Келли. Остановились на платьях прямого силуэта - на мужчинах они смотрелись лучше и соответствовали стилю 1920-х годов.

Коктейльные же платья же для Мерилин Монро - настоящие шедевры. Идеально подчеркивающие фигуру, на площадке платья зашивали прямо на актрисе. Американский критик Роджер Эберт заметил о нарядах Монро в фильме, что это "стриптиз, в котором нагота была бы излишней". В частности, так он охарактеризовал сцену, в которой она поет "I Wanna Be Loved By You".

При этом зрители в кинотеатрах, глядя на актрису, гадали: а есть ли на актрисе белье? Настолько полную иллюзию голого тела под тканью создавали платья из сеточки. Добавляла интриги и знаменитая фраза Монро, что на ночь она надевает только "Шанель №5" (тогда как костюмерам Мерилин признавалась, что даже спит в лифчике, чтобы грудь не потеряла форму)...

На самом деле, если присмотреться к фотографиям, белье на звезде есть - оно вшито между слоями ткани. Причем конструкция бюстгальтера такова, что он приподнимает и одновременно увеличивает грудь, оставаясь совершенно незаметным под полупрозрачным платьем. Так что современным модницам есть, чему поучиться у звезды 1950-х годов.

В 2010 году платья Мерилин из "В джазе только девушки" были проданы с аукциона. Стоимость не разглашается, но вообще наряды секс-символа "всех времен и народов" уходили "с молотка" за миллионы долларов. Например, обтягивающее платье телесного цвета, инкрустированное драгоценными камнями, в котором Мерилин Монро пела на дне рождения американского президента Джона Кеннеди, было продано за 1 267 500 долларов. А розовое атласное платье из фильма "Джентльмены предпочитают блондинок", в котором актриса исполняла песню "Лучшие друзья девушек - это бриллианты", ушло за 319 тысяч долларов. Рекордную сумму - 5,6 миллиона долларов - заплатили за белое плиссированное платье из фильма "Зуд седьмого года".

"Поцелуй Гитлера"

Известна фраза Тони Кертиса о том, что "целовать Мерилин Монро - все равно что ласкать Гитлера", сказанная на съемках фильма "В джазе только девушки".

На самом деле "все было не так", а репортеры, как обычно, все переврали. Во время съемок любовной сцены с Мерилин Монро, как вспоминал позже Кертис, в комнате было полно посторонних людей. Толпа комментировала каждое движение актеров в кадре, все это не давало сосредоточиться. И тогда Тони Кертис сказал журналистам, что чувствует себя под их взглядами, как в концлагере. Эта фраза трансформировалась в высказывание про "поцелуй Гитлера" и на следующий день появилась во всех газетах.

Кроме того, во многих источниках написано, что отношения актеров во время съемок фильма были натянутыми - из-за капризов Мерилин Монро, из-за ее двух-, трехчасовых опозданий, а то и неявки на съемочную площадку, из-за ее неспособности выучить свой текст и произнести его без ошибок. Некоторые сцены фильма переснимали по несколько десятков раз. В одной из сцен из-за нее Кертису пришлось 42 раза надкусывать ножку цыпленка. Чтобы снять эпизод, где Монро говорит одну простую фразу "Это я, Душечка", потребовалось 47 дублей - актриса все время путала слова.

Однако Тони Кертис в книге воспоминаний с потрясающей теплотой и нежностью пишет об отношениях с Мерилин Монро, в том числе и на съемках в "Джазе только девушки". Как вспоминает актер, их роман с перерывами длился восемь лет.

- Я по-прежнему чувствовал к ней привязанность, - пишет Кертис о периоде съемок в фильме "В джазе только девушки". - В нас снова ожили чувства, которые мы испытывали друг к другу несколько лет назад. Иногда, когда я появлялся на съемочной площадке, Мэрилин ловила мой взгляд, и между нами словно искра проскакивала. Она любила, когда я заходил к ней в гримерную. Мы сидели вместе минут 10 - 15, пока Билли (Уайлдер) не вызывал нас на площадку. Эти мгновения много для меня значили. На нее мое присутствие действовало умиротворяюще. Перед съемками нашей большой романтической сцены Мэрилин сидела у себя в гримерной и попросила меня зайти. Ожидая меня, она открыла бутылку шампанского. Ей хотелось, чтобы мы немного расслабились, прежде чем приступить к этой сцене. Я выпил один бокал. Она выпила два и прошептала: "Если бы только это было так, как раньше". Я понимал, что она имеет в виду; впервые мы открыто заговорили о том, как много значили друг для друга когда-то. Я поцеловал ее, и она вроде бы расслабилась.

Роман Кертиса и Мерилин Монро окончательно завершился вместе с работой над фильмом. Как выразился Кертис, "эта страница нашей жизни была прочитана до конца".

Секрет танцующей походки

"Ты только взгляни, как она двигается! Как желе на пружинках. У нее, наверно, внутри моторчик: влево-вправо, влево-вправо". Так восхищенный Джерри-Дафна отзывается о походке Душечки.

О походке Мерилин Монро действительно ходили легенды. Один из ее мужей, драматург Артур Миллер в своих воспоминаниях писал, что, когда Мерилин шла по песку, ее следы вытягивались в прямую линию - благодаря тому, что бедра выписывали "восьмерку". Этот эффект и обыгран в сцене появления Душечки на вокзале.

Кстати, в первоначальном варианте сценария к фильму Монро не понравилось, что ее героиня появляется слишком "тускло", незаметно. И тогда Билли Уайлдер добавил сцену со струей пара, вырывающейся из паровоза и пугающей Душечку.

Злые языки говорили, что неподражаемая походка Мерилин Монро - результат увечья, что одна нога у актрисы чуть короче другой. Другие утверждали, что она специально спиливает на сантиметр каблук одной туфельки, чтобы "балансировать". Но ни то, ни другое не соответствует действительности.

Также есть версия, что каблук-"шпильку" придумал дизайнер обуви Феррагамо специально для фильма "В джазе только девушки". На самом деле высокие каблуки были известны еще в античности. Что касается Мерилин, то на шпильках она стоит уже в фильме "Зуд седьмого года", вышедшем в 1955, - в знаменитой сцене на решетке подземки, когда ветер от проходящего поезда раздувает подол ее плиссированного белого платья.

Как бы то ни было, актриса на самом деле любила туфли на высоком тонком каблуке и даже признавалась в одном из интервью, что "не знает, кто изобрел высокие каблуки, но каждая женщина ему обязана". Также она убеждала журналистов и зрителей, что "научилась ходить в полтора года, и с тех пор никаких уроков не брала".

На грани фола

Фильм был очень смелым для своего времени, многие диалоги и шутки - на грани фола. И хотя в ленте нет ни одной (!) сцены с "обнаженкой", это одна из первых картин в мире, открыто эксплуатирующая тему секса. В трейлере так и говорилось: "Вы никогда столько не смеялись над сексом. Ну или над фильмом о нем". Критик Дейв Керр писал, что комедия "цинично играет с запретными темами, но прямо их не касается". В результате фильм был неоднозначно воспринят "высоконравственными" зрителями.

Костюмы Орри-Келли оскорбили пуритан: в штате Теннесси поставили ограничение "только для взрослых", а в Канзасе фильм и вовсе запретили.

Возмутились и католики. Католический легион благопристойности присвоил комедии рейтинг С (Сondemned - "негодный, непристойный"). "Материалы картины оцениваются, как сильно оскорбительные по отношению к христианским и традиционным нормам морали и нравственности… Тема трансвестизма ведет к осложнениям и, как нам представляется, в фильме есть явные намеки на гомосексуальность и лесбиянство. Диалоги не только двусмысленные, а откровенно вульгарные. Нарушения, связанные с переодеванием, очевидны", - писал его высокопреподобие монсеньер Томас Литтл. Особенное неудовольствие церкви и священнослужителей вызвала знаменитая сцена на борту яхты, когда Душечка соблазняет "миллионера".

Советские цензоры просто вырезали из фильма 25 минут экранного времени - в него вошли не столько "политические" шутки, сколько эротические, а также сцены с поцелуями.

В то же время нет худа без добра - вся эта кампания по борьбе за высокую нравственность сделала фильму "В джазе только девушки" хорошую рекламу. В США комедию посмотрели 49 миллионов зрителей. Причем, не очень популярная поначалу, за несколько недель она "набрала обороты" - свое дело сделало "сарафанное радио".

Три премьеры для русских

Для русскоязычных зрителей "В джазе только девушки" выходили трижды. Можно сказать, у фильма было три премьеры - две в СССР, одна уже в России.

Первый раз в Советском Союзе комедия вышла на экраны в 1966 году, практически на излете хрущевской "оттепели", несмотря на протесты гуру советской идеологии Михаила Суслова. Говорят, фильм очень нравился Никите Сергеевичу Хрущеву. Кстати, именно тогда фильму заменили оригинальное название "Некоторые любят погорячее" на более нейтральный вариант "В джазе только девушки". При небольшом числе копий (чуть больше 200) в советских кинотеатрах в 1967 году комедии посмотрели почти 44 миллиона человек. Это был успех! И это был единственный фильм с Мерилин Монро в советском прокате.

Повторно в советский прокат фильм вышел на экраны в 1985 году, и снова огромное количество зрителей: 28,9 миллиона человек.

Без купюр российские зрители увидели комедию только в 1999 году, когда телеканал ОРТ на 8 Марта выпустил полный вариант фильма, сделав своеобразный подарок зрительницам - можно сказать, еще одну премьеру. Правда, на этот раз только телевизионную. В фильм вернули вырезанные фрагменты, но для них пришлось делать "свежий" дубляж.

Культура Кино и ТВ Мировое кино Персона: Мэрилин Монро РГ-Дайджест
Добавьте RG.RU 
в избранные источники