Четыре лучшие "гражданские " роли Штирлица

8 февраля 1928 года в Павловском Посаде родился будущий Щтирлиц всех времен и народов Вячеслав Тихонов. Выдающегося актера не стало 4 декабря 2009 года. За свою творческую жизнь он сыграл и озвучил в кино 70 ролей. Дебютировал еще студентом ВГИКа в картинке Сергея Герасимова "Молодая гвардия", где сыграл роль Володи Осьмухина. Премьера состоялась осенью 1948 года.

Мужественные, благородные черты лица, статная фигура, военная выправка - все это побуждало режиссеров предлагать Тихонову роли военных. Он играл курсантов, матросов, лейтенантов, мичманов, капитанов. Самую звездную роль Тихонову предложила Татьяна Лиознова, в 12-серийной картине которой "Семнадцать мгновений весны" он сыграл советского разведчика Исаева - Штирлица.

Сегодня при упоминании фамилии Тихонова даже школьник скажет: "А, Штирдиц!.." Настолько актер и персонаж стали идентичны. Но были у Вячеслава Тихонова и выдающиеся "гражданские" роли. "РГ" вспоминает о них.

1. "Дело было в Пенькове", 1958 год.

Первую популярность актеру принесли не героические роли, а простой деревенский парень Матвей Морозов из фильма Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове", где молодой актер уже сумел проявить свой незаурядный талант, балансируя на грани комедии и трагедии. Его персонаж получился как положительным, так и отрицательным.

Облик актера Вячеслава Тихонова (для роли актеру пришлось даже выщипывать брови и перекрашивать волосы) определенно не вязался с ролью тракториста, однако зритель принял Матвея Морозова. Потому что играл актер проникновенно, не фальшивя, и зрители чувствовали, что истинная драма героя заключалась не в несчастливой любви, а во внутреннем несоответствии с обстоятельствами жизни. Роль Матвея Морозова принесла актеру не только зрительское признание, но и востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: неприметным, тихим романтизмом в обыденной, бесконечной повседневности. Не удивительно, что именно эту роль Вячеслав Тихонов всегда считал своей лучшей работой в кино.

2. "Война и мир", 1967 год.

Любимой книгой Вячеслава Васильевича была эпопея "Война и мир" Льва Толстого. Когда он узнал, что Сергей Бондарчук собирается снимать фильм по этому роману, не упустил возможности встретиться с режиссером и намекнуть, что именно он мог бы быть князем Андреем Болконским. Но получил отказ: у Бондарчука уже были на примете другие кандидатуры - Иннокентий Смоктуновский и Олег Стриженов. По воле случая оба актера оказались заняты на других картинах. Тогда в дело вмешалась тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она посоветовала Бондарчуку все же попробовать Тихонова. Бондарчук спорить не стал. Вячеслав Васильевич великолепно прошел пробы и был утвержден на роль. Целых четыре года шла работа над картиной. По окончании съемок критики не поскупились на "комплименты" Тихонову, да и сам Бондарчук, как говорят, нелестно высказывался о князе Болконском. И хотя в 1968 году "Война и мир" удостоилась "Оскара" как лучший иностранный фильм года Вячеслав Васильевич решил порвать с кинематографом.

3. "Доживем до понедельника",1968 год.

Из творческого кризиса Тихонова вывел опять же выдающийся режиссер Станислав Ростоцкий, буквально заставивший актера сыграть в 1968 году в своем фильме "Доживем до понедельника", где Вячеслав Тихонов исполнил роль учителя Ильи Мельникова. Три дня из жизни школы, где, как и в любом коллективе, есть порядочные и завистливые люди, любовные тайны, интриги и ожидание справедливости.

Съемки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь № 1380), расположенной около станции метро "Медведково" (ул. Тихомирова, 10). Фильм был тепло принят публикой. Несколько ранее его показали делегатам Второго Всесоюзного съезда учителей, проходившего 2-4 июля 1968 года в Москве. После просмотра фильма зрители стоя аплодировали его создателям и актерам.

За роль учителя Мельникова Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.

4. "Белый Бим, Черное ухо", 1977 год.

И еще в одном пронзительном фильме Станислава Ростоцкого посчастливилось сняться Тихонову.

В 1977 году режиссер пригласил его в картину "Белый Бим, Черное ухо". При работе над фильмом актеру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывал сам Вячеслав Тихонов: "Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем, не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака - моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года "напрокат". Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем уже было нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки - он по всей студии искал меня и всегда находил". В фильме видно, что Бим относится ко Тихонову, как к хозяину. "Я точно знал, что вот сейчас заверну за угол - и он помчится за мной", - вспоминал актер. Нужно быть совсем черствым человеком, чтобы смотреть этот фильм о трагической судьбе хозяина и его приемного четвероногого друга без слез.