09.02.2014 12:00
    Поделиться

    5 литературных альтер-эго Федора Достоевского

    9 февраля 1881 года от внезапного обострения тяжелой болезни скончался классик русской и мировой литературы Федор Михайлович Достоевский. Глубокий психологизм его произведений и тонкое знание человеческой природы и по сей день не могут оставить равнодушным никого из читателей.

    "Материалом" для творчества писателя нередко служили собственные переживания и драмы, коих в жизни Достоевского было немало. Сегодня "РГ" вспоминает наиболее известных персонажей, ставших в своем роде альтер-эго писателя, повторявших его путь и озвучивавших его мысли.

    1.Василий Ордынов ("Хозяйка", 1847)

    Повесть "Хозяйка" стала первым произведением Достоевского, в котором появился автобиографический герой. После бурного успеха первого романа писателя "Бедные люди" последовал ряд неудач: его сатирические рассказы и повести преимущественно на "чиновничьи" темы были встречены критиками более чем прохладно.

    К счастью, это не заставило Достоевского впасть в уныние, а лишь подвигло к совершенствованию собственных писательских методов и поиску принципиально нового героя. Именно таким героем становится для него Василий Ордынов, несколько экзальтированный молодой интеллигент-мечтатель, находящийся в поиске смысла и содержания истинной религиозности.

    Замкнутость и одиночество, а также сознание собственной избранности роднят этого героя с молодым Достоевским. Ордынов борется со своим антагонистом - зловещим стариком Муриным, то ли колдуном, то ли провидцем, - за душу красавицы Катерины, и в этой борьбе понимает, насколько хрупки были все его умственные построения о природе религии.

    В результате единственное, что ему остается, - "испросить исцеления у бога".

    2.Каторжанин Горянчиков ("Записки из Мертвого дома", 1860)

    В 1849 году за участие в вольнодумческом кружке Петрашевского Федор Михайлович Достоевский был приговорен к казни. Однако в самый последний момент, когда осужденные, включая писателя, уже вполне приготовились к смерти, было объявлено о смягчении приговора и замене казни на каторжные работы. Этот эпизод, кстати, позднее был описан в "Идиоте".

    Годы каторги наложили серьезный отпечаток на мировоззрение писателя, а также снабдили его богатейшим опытом и материалом для работы. В 1860 году была завершена его повесть "Записки из Мертвого дома", в которой Достоевский описывает быт и судьбы каторжан в Сибири второй половины XIX века.

    В уста Горянчикова Достоевский вкладывает и множество личных признаний и размышлений, впечатлений о пережитом.

    Повесть, в сущности, представляет собой полудокументальные записки и собрание историй, лишенных единого четкого сюжета. При этом Александр Горянчиков - герой, от лица которого ведется повествование, - осужден за убийство своей жены.

    Тем не менее, позднее автор не особенно с этим считается, выстраивая повествование о судьбе скорее не уголовного, а политического преступника, каким был он сам. В уста Горянчикова вкладывается и множество личных признаний и размышлений, впечатлений о пережитом. Приводятся и истории из жизни других каторжан, встреченных когда-то самим Достоевским.

    3.Писатель Иван Петрович ("Униженные и оскорбленные", 1861)

    Роман "Униженные и оскорбленные" стал первым большим произведением Достоевского, написанным после ссылки и каторги.

    Собственный горький опыт помог  достоверно описать и те обиды, которые испытывает герой "Униженных и оскорбленных", когда всеобщее признание и восторг сменяются пренебрежением.

    Написан он также от первого лица, и главный герой - Иван Петрович не только носит определенные черты сходства с автором в своем характере, но и во многом повторяет его творческую биографию. Так, первый роман Ивана Петровича по своему содержанию близок к "Бедным людям" Достоевского. При этом подробно описывается процесс работы над романом.

    Автор весьма реалистично описывает и успех этой книги. А отзыв "критика Б." из текста "Униженных и оскорбленных" почти точно воспроизводит соответствующую рецензию Виссариона Белинского на "Бедных людей".

    Позднее также собственный горький опыт помог ему достоверно описать и те обиды, которые испытывает литератор, когда всеобщее признание и восторг сменяются пренебрежением.

    4.Алексей Иванович ("Игрок", 1866)

    В 1863 году Федор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Сопровождала его в этой поездке не супруга - Мария Дмитриевна была уже очень больна - а юная подруга Аполлинария Суслова, впоследствии ставшая прототипом многих героинь Достоевского, включая не только Полину из "Игрока", но и, например, Настасью Филипповну из "Идиота" и Грушеньку из "Братьев Карамазовых".

    Всего за несколько дней в Висбадене писатель так увлекся азартными играми, что проиграл не только все собственные деньги, но и все деньги Сусловой. Масштаб долгов писателя вскоре приобрел настолько угрожающие масштабы, что он мог потерять права на собственные издания на девять лет. Пытаясь выбраться из долговой ямы, он подписал невозможный контракт, согласно которому обязался написать роман в самые короткие сроки.

    И ему удалось это сделать: роман "Игрок", где Достоевский в подробностях описывает чувства человека, для которого азарт становится единственно возможным смыслом и содержанием жизни, был написан за 26 дней! В работе ему помогла молодая стенографистка Анна Сниткина, которая позднее и стала его второй супругой (первая умерла к этому времени).

    Интересно, что во время их свадебного путешествия в Баден-Бадене история с огромным проигрышем повторилась полностью. После этого писатель поклялся жене никогда не играть - и сдержал свое слово.

    5.Князь Лев Мышкин ("Идиот", 1869)

    Князя Льва Мышкина нельзя, пожалуй, назвать в полной мере альтер-эго писателя. Скорее это некий идеализированный образ - тот человек, которым писатель, видимо, хотел бы быть, более чистый и лишенный духовных несовершенств. В его уста автор вкладывает собственные размышления о смысле жизни, о страдании и сострадании, о боге и человеке.

    Помимо внутренних убеждений, героя и автора роднит еще и физическая болезнь - "падучая".  Достоевский, как и князь Мышкин, страдал эпилепсией.

    При этом главная разница между Мышкиным и Достоевским заключается в том, что автор пришел к этим выводам и заключениям через множество ошибок и проступков, повлекших за собой раскаяние и переосмысление собственных ценностей. Лев Мышкин - человек чистый и светлый изначально, и те же самые убеждения для него естественны и составляют основу его натуры.

    Кстати, помимо внутренних убеждений, героя и автора роднит еще и физическая болезнь - "падучая". Напомним, Достоевский, как и его персонаж, страдал эпилепсией.

    Поделиться