По его словам, конкурс на концепцию будет открытым, участвовать в нем смогут как консалтингово-аналитические агентства, так и профессиональные участники рынка бытовых услуг. "Подобная концепция в столице будет создаваться впервые, - говорит Иванов. - Поэтому очень важно заложить в нее все аспекты бытового обслуживания, начиная от таких традиционных услуг, как химчистки и прачечные, и заканчивая новыми направлениями - например, клининговыми услугами населению". А также наметить меры поддержки малого и среднего бизнеса, который оказывает услуги населению.
Например, провести ревизию городских помещений и какие-то из них предложить под "бытовку", организовывать специализированные торги для предприятий бытового обслуживания,чтобы они не конкурировали с крупными. Сами участники рынка за такие идеи голосуют двумя руками. Так, глава Ассоциации русских уборочных компаний Юрий Рябичев считает, что в столице должна быть создана сеть недорогих клининговых компаний шаговой доступности. "Сейчас в городе существует порядка 700 клининговых фирм, - рассказал он "РГ". - В первую очередь они работают по заказам торговых центров, коммерческих компаний, государственных предприятий, общепита. Но большинство готовы оказывать услуги и населению. Только вот москвичи пока не очень готовы вызывать к себе домой уборщиков". На вопрос "Почему?" Рябичев поясняет, что прежде всего люди опасаются, что приехавшие "мойдодыры" не смогут убраться так, как хотелось бы. И деньги будут потрачены зря. "Фирм-то в Москве много работает, и конкуренция высокая, - отмечает Юрий Рябичев, - только вот качество услуг порой оставляет желать лучшего. И все почему? Потому что очень много на рынке, который сейчас никак, ничем и никем не регламентируется, случайных компаний, которые приходят с единственной целью - собрать деньги и уйти. Естественно, ни о какой подготовке квалифицированных кадров они не задумываются".
А между тем ответственные фирмы заключают с училищами и колледжами договоры и отправляют туда приходящих к ним на работу сотрудников, чтобы они научились, как бы это ни парадоксально звучало, правильно держать тряпку и разбираться в моющих средствах. Но у таких фирм и цены на услуги недешевые. Например, средняя цена мойки одного окна колеблется в районе 600 рублей. Если в квартире три окна, придется выложить 1800 рублей. А если понадобится привести в порядок застекленный балкон, еще минимум тысячу. И это при условии, что балкон маленький - 2 кв. метра. "Снижать стоимость не получается из-за того, что сотрудникам клининговых компаний приходится совершать поездки из одного конца Москвы в другой, - поясняет Рябичев. - 70% стоимости услуги - это транспортные расходы. А если бы у компаний были свои помещения внутри районов, их бы сотрудникам не пришлось тратить деньги на дорогу".
Директор Варшавских бань Артем Букин считает, что москвичам не хватает банных комплексов. По его словам, на 12-миллионную Москву сейчас осталось всего 34 бани, а еще три года назад было 60. "Бизнес сложный, рентабельность по нему не более 5% в год, - рассказывает Букин. - В то же время я, исходя из своего опыта, замечаю, что сейчас у москвичей новый виток интереса к баням. Приходит много молодежи, конечно же, не только попариться и снять напряжение, но и просто пообщаться с друзьями. И даже без традиционного пива".