Увы, жизнь сложилась иначе: в августе 1995 в возрасте всего каких-то 57 лет он скончался от обширного инфаркта. Но своими детскими произведениями, среди которых повести "Алый", "Пять похищенных монахов", "Недопесок", рассказы, вошедшие в сборник "Чистый Дор", посвященные жизни одноименной вологодской деревни, многочисленными сказками он навсегда вписал себя в историю литературы. Не только русской, но и мировой: его произведения переведены как на европейские языки, так и на китайский и японский. Таким сейчас не каждый русский писатель похвастаться может.
Он был добрым писателем. А как же иначе? С детьми по-другому и не получилось бы. Всегда ли он мечтал писать для юного читателя? Вовсе нет. Просто однажды друг Коваля отнес его рассказ "Октябрьские скоро" в "толстый" литературный журнал "Новый мир". Рассказ не приняли. Как впоследствии вспоминал Юрий Коваль, именно в тот момент определилась его судьба: "Мне кажется, что я всегда выпадал из какой-то общей струи... И в этот момент я понял, что не попаду никогда... С этого момента я понял, что во взрослую литературу я просто не пойду. Там плохо. Там хамски. Там дерутся за место. Там врут. Там убивают. Там не уступят ни за что, не желают нового имени. Им не нужна новая хорошая литература. Не нужна. Понимаешь. Там давят". Сегодня эту неудачу можно назвать счастливой.
Но было место, где не давили, а любили - журнал "Мурзилка". Именно сотрудничество с этим известным изданием привело его к первому громкому успеху. По заданию редакции он отправился в командировку на погранзаставу писать стихи о границе, а вернувшись в Москву, вместо стихов написал рассказ "Алый" о преданности и любви человека и собаки. Как раз в этот период, по словам автора, он "поймал прозу за хвост". И с тех пор не отпускал.
Характерной чертой его прозы был юмор. Юрий Коваль считал, что воспитание чувства юмора - это воспитание свободы души. Повесть "Приключения Васи Куролесова" - эдакий пародийный детектив, сюжет которого он позаимствовал из рассказов отца, начальника уголовного розыска Московской области, - яркий тому пример.
"Проза должна быть такой, - говорил Юрий Коваль, - чтобы ты был готов поцеловать каждую написанную строчку". И это были не просто слова. Вот лишь несколько примеров тому: в его рассказах обыкновенные березовые веники в бане - это "жар-птицы, слетающие с потолка", яркая клеенка с васильками в деревенском магазине ослепляет, "будто кусок неба, увиденный со дна колодца", а на воображаемых погонах дошкольника Серпокрылова "куда больше сверкало звезд, чем в созвездии Ориона".
Литература была не единственным делом Юрия Коваля. Еще он писал сценарии мультфильмов и детских фильмов, был художником и скульптором, автором и исполнителем песен, которые и сегодня мы можем слышать в его исполнении в фильмах "Пограничный пес Алый" и "Недопесок Наполеон III". И сегодня все его произведения занимают одно из главных мест на полках книжных магазинов. Долго они там не залеживаются: тиражи переиздаются регулярно.