Все смешалось в петербургском доме знатной дамы Дарьи Бояркиной. Одновременно нагрянули в гости друг юности, нувориш Василий Золотников, с незадачливым сыном Александром, которого отец намерен в этой поездке женить, и заклятая подруга из Тамбова, что не против пристроить свою дочь Катерину. В то время как у самой Бояркиной родная дочь Маша на выданье, и мать очень даже засматривается на наследника двухмиллионного состояния, который к тому же неопытен в любовных делах. Саша - ловелас начинающий, волочится, как и положено в его возрасте, за каждой юбкой, но нет, чтобы охладить голову от страсти, - он всех замуж зовет! И приемную дочь хозяйки Настеньки тоже...
Во втором отделении меняется место действия и атмосфера. Из великосветской гостиной оно перемещается в лавку, где ведет свой бизнес петербургский гобсек Лоскутков. У него тоже дочь на выданье, и к ней сватается лихой гусар Налимов. Но такая партия не входит в планы скупердяя папаши, не поколебавшегося даже запереть невесту. Жениху приходится на военную хитрость и осуществить хитроумную интригу, чтобы освободить возлюбленную из-под домашнего ареста и раздобыть деньги на свадьбу… у самого скряги! Автор "Петербургского ростовщика" (1845) тот самый Николай Некрасов - знаменитый поэт начинал свой путь в литературе как драматург.
Водевиль - бенефис актерства и праздник души для публики. В ТЮЗе, единственном из театров краевого центра, ставят их все последние тридцать лет. Шел на сцене "юного зрителя" и вечер по одноактным пьесам Антона Чехова, и "Ах, Невский" по произведениям Н. В. Гоголя, в жанре водевиля был решен и спектакль "За великое чувство любви" по произведениям И. Ильфа, Е. Петрова и М. Зощенко. И вот новая постановка, в этот раз - по произведениям, которых еще в библиотеке поискать. Но не сказать, что названья совсем уж забытые. "Петербургский ростовщик" дважды снимался для телевидения; автором одного из фильмов, "Сватовство гусара" (1979) была Светлана Дружинина, гусара играл Михаил Боярский, дочь ростовщика Лизу - Елена Коренева. "Беда от нежного сердца" ставилась в Театре им. Ленинского комсомола. Аудиоверсия была в 1982 году выпущена всесоюзной фирмой "Мелодия".
- Мне кажется, эти водевили очень созвучны сегодняшнему дню, - считает режиссер-постановщик "Беды от нежного сердца", художественный руководитель Пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов. - Притом, что они довольно разные. "Беда..." - легкая, опереточная. Атмосфера "Ростовщика" тяжелее, вязче. Но, кому как, а мне в жизни не хватает безумцев, что влюбляются подряд во всех девушек. Да и на торгашей сегодня стоит посмотреть с другой точки зрения.
В то время как театральный процесс тяготеет к минимализму: сцены без декораций, актеры без соответствующих времени действия костюмов и иное осовременивание сюжета, - ТЮЗ пошел против "правил". Соответствующие эпохе костюмы, правильный русский язык XIX века. И еще действующие лица поют, разрушив, таким образом, "монополию" "Театра-Театра" на пение и танец драматического актера. Со сцены звучат куплеты на стихи Шекспира, Некрасова, Фета, Алексея Апухтина, Щепкиной-Куперник и, наряду с ними, артиста ТЮЗа Вячеслава Тимошина.
В двух составах занята почти вся труппа театра. Оригинальная музыка написана петербургским композитором Вячеславом Кругликом. Колорита придает участие квартета русских народных инструментов "Каравай".
И публика платит взаимностью - билеты на тюзовские водевили раскуплены на два месяца вперед.
Справка "РГ"
Водевиль родом из французского театра (от названия уличных песенок - водевир). От него ведут начало оперетта и мюзикл.
Середина XIX века - время взлета жанра в российском театре. Водевиль часто играли после "основного" драматического или спектакля. Психологическую нагрузку для актера передает театральная байка того времени на мотив "Грозы" А. Н. Островского: лежит на берегу утопшая Катерина, над ней рыдает безутешный Тихон и вместо заученного трагического "…А мне еще жить да маяться" выдает "Хорошо тебе, Катя, а мне еще водевиль играть!.."
"Водевиль приучает смеяться, а кто смеется, тот здоров", - рассуждал как врач по первой профессии Антон Павлович Чехов. Он сам пополнил копилку жанра, написав несколько непревзойденных коротких пьес, наперебой ставившихся в больших и малых театрах: "Медведь", "Предложение", "Трагик поневоле", "Юбилей" и другие.
Водевиль тихо сошел на нет после победы Советской власти как буржуазный "пережиток", не соответствовавший энтузиазму строительства нового общества. Однако в семидесятые XX века, с возрождением интереса к частной жизни, водевиль вернулся на сцену, был освоен кинематографом и телевидением.