Новости

11.02.2014 00:44
Рубрика: Экономика

Конкурс пройдет для своих

Минэкономразвития приступило к разработке закона о запрете участия офшоров в госзакупках. Законопроект направлен на стимулирование деофшоризации отечественной экономики и повышение прозрачности финансовых потоков, указывают разработчики. Эти поправки - только часть планируемых изменений в сфере работы с офшорами в России. В соответствии с поручением президента до конца июня профильным министерствам и ведомствам предстоит разработать комплекс мер по борьбе с уводом капитала за рубеж.

"Этот законопроект ожидался давно, еще до начала "деофшоризации" в ее нынешней стадии. Речь идет о том, что через офшоры напрямую не должны проходить госзаказы, производиться закупки и оказываться услуги государству и муниципалитетам. Практически во всем мире такой запрет действует и вполне обоснован. Классические офшорные компании, как правило, не являются налоговыми резидентами каких-либо стран, не нуждаются в сотрудниках, офисе, производственной базе, аудируемой отчетности. Поэтому достоверно проверить, смогут ли такие компании в действительности предоставить все обещанное по госконтракту, невозможно", - рассказала заместитель директора департамента международного налогового планирования юридической фирмы "Клифф" Наталья Кордюкова.

Работа с компаниями из классических офшоров несет в себе определенные коммерческие риски - между частными лицами они регулируются дополнительными гарантиями, деловой репутацией партнеров и представлением об общих интересах бизнеса. В отношениях с государством эти формы минимизации рисков, очевидно, не очень подходят. Государство, вступая в госконтракт, во-первых, распоряжается не своими деньгами, а средствами бюджета, поэтому должно стараться минимизировать все риски в таких отношениях. Во-вторых, безусловно, государство имеет возможность выбирать будущих подрядчиков из числа тех, данные о которых можно установить достоверно.

В отношении госзакупок речь не идет о каком-то притеснении офшоров или о борьбе с ними. "Это совершенно обычная минимизация рисков по заключаемым контрактам - в рыночной экономике не принято верить контрагенту "на слово", разумно предположить, что и само государство не может и не должно позволять себе такую беспечность. Не думаю, что конкретно этот запрет как-то серьезно скажется на бизнес-среде", - считает Наталья Кордюкова.

Напомним, что законопроект разработан в соответствии с перечнем поручений президента (N Пр-3086 от 27 декабря 2013 г.) по реализации Послания президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. В нем правительству поручено внести в законодательство изменения, предусматривающие запрет на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции.

По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов - это пятая часть всего российского экспорта. Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. "Цифры в 111 млрд долларов звучат, конечно, очень впечатляюще. Но это не прибыль офшоров, а валовая выручка! И далеко не только на офшоры она вся приходится. Другими словами, когда российские компании платят компаниям-нерезидентам 111 млрд, они платят деньги, "отработанные в России", за иностранные товары или услуги. То есть 111 млрд не "ушли и пропали", а трансформировались в товары и услуги, которые стали использоваться далее в российском деловом обороте (с прибылью, надеюсь). Поэтому, что здесь ни предпринимай, деньги за зарубежные товары и услуги всегда будут уходить из России. На счета офшоров или нет - значения не имеет абсолютно. Но это - нормально. Иначе - как?" - удивляется директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.

По мнению эксперта, плохо, когда российские подрядчики между собой (то есть внутри России) рассчитываются через офшоры. Тогда "дельта" действительно из России уходит. И с этим надо бороться. Но такая практика - огромная редкость уже лет семь-десять. Налоговые органы уже давно научились эти схемы разбивать, а зачастую просто отказывают таким компаниям в возмещении НДС.

Новые запреты компании смогут обойти, уверен Эдуард Савуляк. "Если в системе госзакупок появится требование о "неофшорности поставщика", то его легко смогут выполнить эти поставщики. Просто зарегистрируется компания на Сингапуре, на Кипре или в Швейцарии (они не входят в "черный список" офшоров минфина) и наладит поставки оттуда. Лучшая возможность искоренить эти схемы - производить (и закупать) отечественное качественное оборудование (которое сейчас покупается за рубежом). Тогда они и будут покупаться без офшоров, у российских поставщиков и за рубли", - считает он.

Другие эксперты также сомневаются, что предложенные меры будут эффективны. "Стремление повысить налоговые поступления за счет деофшоризации столкнется с тем, что российские компании хорошо знают, как снизить или вообще не платить налоги в бюджет нашего государства. Меры по недопуску офшоров к госзаказам и приватизации в целом правильные, но нужно понимать реалии бизнеса - офшорная структура может спокойно зарегистрировать в рамках этого правила компанию в России, которая будет потом действовать в интересах офшора. Поэтому создаваемые властями запреты в том объеме, который мы видим сейчас, можно очень легко и абсолютно законно обойти", - говорит управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене.

Более того, российской компании не обязательно быть напрямую связанной с офшором. Компания может соответствовать всем российским законодательным требованиям, выиграть тендер на госзаказ и уже после этого перепродать свою долю офшору. В рамках действующего у нас законодательства это вполне законная операция. Как государству влиять на такие сделки - это открытый вопрос, который тоже предстоит решать.

Разрабатываемый минэкономразвития законопроект - только часть планируемых изменений в сфере работы с офшорами в России. По итогам Послания президента Федеральному Собранию дано поручение разработать конкретные меры по трем направлениям. Во-первых, подготовить концепцию "контролируемых компаний", применимую для российского права. Во-вторых, реализовать запрет на предоставление господдержки компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции. В-третьих, ввести запрет на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции.