Инициативу ведомства уже поддержали в Комитете ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. "Надо двигаться согласно мировой практике, на всех стадионах мира в принципе пиво продается, и ни к чему негативному это не приводит", - отметил председатель комитета Игорь Руденский. Эксперты "РГБ" считают, что нынешняя инициатива ведомства - свидетельство того, что регулятор намерен поддержать отрасль, которая в связи с большим количеством запретов и ограничений в последнее время переживает не лучшие времена.
Только за последние два года было выдвинуто более 100 законодательных инициатив по регулированию отрасли, рассказал "РГБ" зампредседателя совета Союза пивоваров России Алексей Кедрин. А запрет на продажу напитка на территории стадионов был введен в 2005 году. Неоднократные призывы о его отмене и доводы о несовпадении с европейской практикой и необходимости спонсорской поддержки до недавнего времени не находили понимания у властей. "С 2008 по 2012 год объемы производства пива в России снизились на 18%, а за прошлый год - на 10%. В стране закрылись 9 пивзаводов", - говорит Кедрин.
С 1 января 2014 года остановила свой московский пивоваренный завод, на который, кстати, приходилось 15% всех мощностей в России, и компания Efes Rus, российская "дочка" турецкого производителя напитков Anadolu Efes. Производство переместили на другие площади, мощности на которых сейчас загружены не более чем на 60%. Такой вариант посчитали оптимальным и несколько других пивных концернов. "Спад начался в период кризиса 2008-2009 годов, затем добавился взрывной рост акцизов 2010 года, за ним последовали запреты на продажу пива в киосках и в ночное время. В итоге сейчас мы имеем такой "эффект", - рассказал "РГБ" директор по корпоративным отношениям группы Anadolu Efes Салтук Эртоп.
На этом фоне возможная отмена запрета на продажу пива на стадионах - шаг логичный и своевременный, считают эксперты. Но этого недостаточно. "Отрасль нуждается в понятной и прогнозируемой на годы вперед государственной политике. То есть бизнес ждет четких сигналов: что будет с акцизами, с ограничительными мерами, наконец, с техрегламентом, в котором надо четко прописать, из чего варить пиво. Все это влияет на долгосрочную стратегию компаний в отношении качества хмельного напитка и уровня цен", - считает Алексей Кедрин.
Впрочем, ограничения в отрасли в последнее время вводились не только в России. Немало их, например, в Турции. Там запрещена реклама пива, нельзя даже, например, упоминать спонсорство пивных компаний, которые финансируют не один крупный проект. Нет возможности купить хмельной напиток и в магазинах в ночное время. Кстати, та же ситуация в, казалось бы, либеральной к пиву Германии. Запрета на ночную продажу пива там нет, вот только после 9 вечера, а то и раньше, вы вряд ли найдете работающий магазин. Ну и, конечно, акцизы и налоги. В Германии компании платят около 8% налогов от всего оборота. Немалую часть отчисляют скандинавские страны, например Норвегия. В Турции акцизы и налоги составляют около 55% от стоимости бутылки пива в зависимости от канала продаж - в on-trade (кафе, бары, рестораны, гостиницы, клубы, кинотеатры) акциз составляет 49%, в off-trade (розничная торговля) - 65%. В России же этот показатель в два раза меньше - на уровне 20-25%.
В условиях роста акцизов пивовары переключаются на иные каналы реализации продукта. В концепциях некоторых крупных компаний на несколько лет вперед сейчас отдельно прописано развитие системы on-trade. А это значит, что немалая часть марок самого что ни на есть народного напитка - пива, которое, как говорила Надежда Крупская, стирает все классовые противоречия, может постепенно уйти в премиальный сегмент. "Что противоречит здравому смыслу. Потому что в данном случае нельзя проводить связь между "премиальностью" напитка и его ценой. Если условно в бутылке пива 100 рублей будут составлять акцизы, то какое отношение стоимость имеет к качеству пива? К тому же сейчас в магазинах есть довольно широкий выбор недорогого виски", - рассуждает Алексей Кедрин.
По мнению экспертов, пиво в кафе при стадионах, конечно, найдет своих потребителей. Но вот что касается продаж в других барах и ресторанах, то они не будут столь успешными, как в Европе. "В России в бары и рестораны многие люди ходят в дни рождения и по праздникам. В то время как в Европе кафе и рестораны - это всего лишь общепит", - считает Алексей Кедрин.
Как изменятся цены на пиво в этом году? Как рассказал "РГБ" Салтук Эртоп, наибольший рост акцизов пришелся на 2010 год, поправки в Налоговый кодекс приняты, никаких финансовых сюрпризов вроде девальвации не ожидается. Поэтому пивовары не ждут в ближайшей перспективе серьезных предпосылок для роста цен. Тем более влияет тот факт, что в отрасли очень высокая конкуренция за одних и тех же потребителей, и она не позволяет взять и поднять цены. К тому же, поскольку потребление пива сокращается, отрасль под это подстраивается и меняет структуру затрат. Поэтому, по его мнению, скорее всего, цены на пиво в 2014 году будут расти в пределах общей инфляции, в частности, ее алкогольной составляющей. Что будет в долгосрочной перспективе - пока вопрос.
"Конечно, регулирующие государственные меры для пивного рынка важны. Но если посмотреть опыт северных, скандинавских стран, которые изначально близки по своим потребительским привычкам к России, то для сокращения потребления пива правительства этих государств сделали упор, во-первых, на образовательные программы, рассказывающие о вреде чрезмерного употребления алкоголя, а во-вторых, на гораздо более жесткое налогообложение и ограничение употребления крепких спиртных напитков, - рассказывает Салтук Эртоп. - Сейчас есть экспертные данные о том, что после введенного запрета на продажу пива в ночное время многие киоски закрылись, работу потеряли более 100 тысяч человек. При этом никто не посчитал, на сколько за этот период снизилось потребления алкоголя".