Группы совместных закупок - это сообщества в социальных сетях, на форумах и сайтах, в которых объединяются желающие приобрести определенную продукцию и заказать ее оптом. За счет большой партии товара он обходится покупателям дешевле. Совместные закупки считаются "мамочкиным" делом. Потому что самые активные участники таких групп - молодые мамы, которые сидят дома с детьми. За монитором своего компьютера они могут не спеша выбрать товар, пока ребенок спит. Кроме того, они очень заинтересованы в экономии средств, а совместные закупки действительно дают такую возможность. К примеру, дети быстро вырастают из одежды. Детский костюм в магазине может стоить 3500 рублей, при оптовой цене в 1000 рублей. Разницу в 2500 рублей владелец магазина тратит на аренду торгового места, заработную плату продавца, не забывая о собственном доходе. При этом выбор одежды в магазинах органичен. Владельцы торговых точек закупают с заводов ограниченный ассортимент продукции, в то время как оптом можно заказать любую вещь, которую производит фабрика. Совместная закупка дает возможность заказать одежду с зарубежных фабрик по низкой цене. При маленьких заказах стоимость доставки товара в страну в несколько раз превысит стоимость самого товара, а при совместном заказе цена доставки серьезно снижается.
Наиболее популярные товары для совместных закупок - детские. Наравне с одеждой покупают памперсы и детское питание. Сегодня набирает обороты и еще одно направление в коллективных заказах - покупка техники. Стоимость новых телефонов, планшетов, компьютеров и других девайсов в странах Азии намного ниже, чем в России. При этом одиночные заказы слишком дороги по доставке. Выпущенная за рубежом техника появляется на российских прилавках с опозданием. И есть множество людей, которые не готовы ждать. Поэтому в Интернете возникают группы совместных покупок технических новинок. Причем возмущенные одиночные покупатели жалуются, что заводы отдают предпочтение таким оптовым покупателям и обслуживают их в первую очередь, даже делают группам совместных закупок внушительные скидки.
Владельцы магазинов такой конкуренции не рады. В Чебоксарах уже наметилось контрдвижение. Торговцы организовали в Интернете группу "Продавцы одежды против совместных покупок" (ПОПСП). Активисты заявляют, что группы совместных закупок подрывают розничную торговлю в городе, но бороться с ними крайне сложно, так как организаторы и участники таких покупок не нарушают законы. Единственная четко сформированная претензия ПОПСП к участникам совместного шопинга состоит в том, что покупательницы, перед тем как заказать что-то в Интернете, примеряют вещи в обычном розничном магазине. ПОПСП предлагает запретить примерку одежды тем, кто примеряет вещи, чтобы потом заказать их в Интернете. Вот только не ясно, как отсеять таких посетителей.
Законно участники групп совместных закупок действуют далеко не всегда. В этой сфере есть очевидные нарушения. У организаторов и участников закупок может возникать доход, который они не декларируют и не платят с него налоги. Именно эти заработки интересуют налоговиков. "Доход от действий таких групп может быть значительным. Так что действия налоговой инспекции вовсе не безосновательны - они вполне справедливо усматривают тут уклонение от уплаты налогов", - говорит партнер адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры" Вячеслав Ушкалов. Сами модераторы групп могут получать процент от закупки, так сказать, "за хлопоты". Участница интернет-продаж Мария (фамилию девушка просила не называть) рассказывает: "Группу покупок собирает организатор, он получает от суммы заказа 2%". На самом деле вознаграждение может быть и больше, в некоторых случаях оно достигает 15%. В том числе у модератора закупки есть возможность скрыть от остальных участников часть дохода, не сообщив им размер скидки, которую удалось получить у производителя. Так как договоренности не зафиксированы документами, то о хитростях организатора никто и не узнает. Марк Ровинский, заместитель руководителя налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", поясняет: "С налоговой точки зрения первоочередным является вопрос о том, можно ли деятельность организатора совместных покупок рассматривать в качестве предпринимательской? Если покупка осуществляется в личных целях всех участников акции, в том числе организатора покупок, вряд ли можно говорить о предпринимательстве. Если же организатор получает регулярный доход за выполняемую им организационную функцию, например, "организаторский процент", такую деятельность вполне можно рассматривать в качестве предпринимательской в соответствии со ст. 2 ГК РФ".
Доход может возникать и у участников группы. Многие совместные закупки имеют ограничения, рассказывает Мария: "Заказ должен быть на сумму не менее 15 тысяч рублей или не менее 50 штук товара". Такие требования заставляют приобретать продукцию большими партиями. И не всегда только для себя. Нередко участники групп после приобретения товаров занимаются его самостоятельным распространением. Именно такая команда перепродавцов была выявлена налоговиками Республики Саха (Якутия). Жители города Нерюнгри с помощью социальной сети "Одноклассники" организовали группу "Совместная покупка г. Нерюнгри". Ее участники закупали партии товара по оптовой цене у одного оптового продавца и занимались реализацией. Покупатели были уже найдены, они давали предварительное согласие на приобретение товара. Инспекторы установили личности 10 организаторов сети незаконной торговли товарами через Интернет.
С нарушениями налоговики Якутии решили бороться для начала с помощью бесед. На них нарушителям рассказывают о необходимости соблюдать налоговое законодательство. Инспекторы предоставили выбор организаторам и перепродавцам товара: сдать декларацию по форме 3-НДФЛ и уплатить налог на доходы физических лиц или встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя, сдавать отчетность в налоговую инспекцию и уплачивать налоги. Ровинский проводит сравнение: "Гораздо выгоднее быть ИП и на УСН при налогообложении доходов применять ставку 6%, тогда как физическое лицо без такого статуса платит 13%. Однако благоприятный налоговый режим отягощается обязанностью по уплате страховых взносов, которые физические лица не платят. На практике организаторы закупок вряд ли проводят подобное сравнение, рассчитывая избежать налогообложения вообще".
Позиция налоговиков понятна. Участники и организаторы групп совместных закупок, в которых организаторы и участники покупают товары только для своего пользования, налоговых обязательств не имеют. Внимание инспекторов направлено на тех, кто сделал такие покупки не средством экономии, а средством заработка. Впрочем, эксперты уверены, в погоне за недоплаченными налогами фискалам придется непросто. Кирилл Горбатов, партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры", говорит: "Необходимо определить круг лиц не просто организующих "покупку-продажу", а тех, кто реально получил доходы". Для этого потребуется серьезная аналитическая работа. Кроме того, Горбатов не исключает, что в ход будет пущена и контрольная закупка товаров как наиболее простой способ доказать незаконную предпринимательскую деятельность.