В России не любят раскрывать конечных бенефициаров (выгодоприобретателей): кто-то опасается за свою безопасность, кто-то из-за скромности не хотел бы публичности собственного богатства, а кто-то в прошлые годы выстраивал "схемы" по офшорной реструктуризации бизнеса. Такая "скрытность" нередко дает возможность уходить от требований антиотмывочного законодательства, а нередко приводит и к его прямым нарушениям.
Именно поэтому Центробанк осуществляет целенаправленную политику по раскрытию информации о собственниках компаний. И теперь опубликовал письмо, которое посвящено вопросам определения бенефициарных владельцев организациями, осуществляющими операции с денежными средствами. В нем таковым признается физическое лицо, которое прямо или косвенно имеет преобладающее участие в капитале - более 25 процентов, либо возможность контролировать действия компании.
Чаще всего таких крупных пакетов акций не бывает на руках какого-то физического лица, пояснил "РГ" кандидат юридических наук Дмитрий Крупышев. По его словам, если, например, компания публичная, то у нее не должно быть таких бенефициаров-физиков. В России такое разъяснение полезно, оно соответствует международной практике и исключает двусмысленное толкование понятия "бенефициар" у регулятора и подконтрольных организаций, продолжает Крупышев. Взаимодействие надзорного органа и банков в основном идет по формальному признаку: регулятор дает разъяснения, которые не имеют нормативного характера, но банки им следуют. Напомним, что борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, активизировалась в банках с тех пор, как Центробанк возглавила Эльвира Набиуллина.
Тем временем вчера Центробанк ответил на вопросы по применению статьи 9 закона о национальной платежной системе. Перед Новым годом о ней много говорили и писали, даже были прогнозы, что банки будут массово блокировать пластиковые карты своих клиентов. Дело в том, что с 1 января 2014 года банки обязаны информировать по телефону с помощью sms обо всех операциях по счету клиента с использованием карты. Если же у банка нет телефона клиента, то предполагалось, что карты начнут блокировать. ЦБ тогда разъяснил, что ничего подобно быть не может, - закон на стороне держателя карты. А вообще все это нужно, чтобы клиент мог в установленное время успеть предъявить банку претензии, если деньги сняли со счета без его ведома. И тогда он получит их с применением ускоренной процедуры.
Теперь появились новые вопросы, и Центробанк решил разобраться и с ними. Один из них такой: "Обязательное ли информирование клиентов о совершении операций с использованием электронного средства платежа, в том числе платежных карт? Возможно ли взимание оператором по переводу денежных средств платы за информирование клиентов о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа?" Ответ однозначный: информировать надо о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа. Каким образом? Вариант можно определить в договоре. В нем, кстати, "должен быть предусмотрен способ бесплатного информирования клиента", говорится в сообщении ЦБ.