Ростовские физиологи выяснили, как музыка влияет на интеллект

Ученые-физиологи Ростовского медицинского университета показали зависимость интеллектуальной деятельности человека от тональности музыкального произведения. О том, какую музыку стоит слушать, чтобы повысить умственную работоспособность, рассказал "РГ" доктор медицинских наук Яков Хананашвили.

Яков Абрамович, когда было замечено, что музыка влияет на состояние человека?

Яков Хананашвили: Еще древние люди настраивались на охоту под ритмичные звуки - стучали палкой по выгнившему бревну. Кстати, подросткам интересно будет узнать, что группы молодых собакоголовых обезьян тоже любят постучать палками все вместе. Это их очень "заводит".

В письменных источниках самая старая притча о влиянии музыки приведена еще в Ветхом завете: Давид, играя на арфе, избавил Саула от депрессии. Пифагорейцы под музыку занимались математикой, считая, что под нее задачи решаются легче. Авиценна был убежден, что гармонические аккорды - нелекарственный способ лечения, к примеру, как диета, ароматы или юмор.

Сейчас накоплено много данных об этом явлении. Известно, например, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и гриппа. Струнные инструменты эффективны при болезнях сердца, труба - при радикулите и невралгии, звуки кларнета улучшают работу кровеносных сосудов, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи. "Правильная" музыка укрепляет иммунную систему, может снижать содержание сахара в крови, классика благотворно влияет на ребенка во чреве матери.

Почему вы заинтересовались воздействием музыки на интеллект?

Яков Хананашвили: Большинство задач, которые предлагает современная жизнь, связаны с напряженной умственной работой. Особенно это касается молодежи. Учебные программы постоянно меняются, в образовательном процессе используется сложная техника, объем информации возрастает, а времени для ее усвоения столько же, сколько было десятки и сотни лет назад.

Мы привлекли к эксперименту юношей и девушек от 18 до 20 лет, ведь для них вопрос о том, как повысить продуктивность интеллектуальной деятельности, отнюдь не праздный. (Тут с профессором не поспоришь, наверное, многие помнят, как во время сессии от нагрузки "плавится мозг". К каким только ухищрениям ни прибегают студенты, чтобы к экзамену подойти в самой лучшей форме: пьют полулегальные "ускорители ума", энергетики, меняют диету и даже от безысходности кричат "халява, приди". Такими методами готовы пользоваться не только студенты, но и те, кто давно покинул альма-матер, если необходимо всерьез напрячь интеллект).

Медицинские эксперименты, как известно, бывают разные, иногда, медики во имя науки (и своих пациентов!) шли на огромный риск: заражали себя вирусами, глотали бульон с микробами и вводили только что изобретенные препараты. А в чем суть экспериментов, проведенных в Ростове?

Яков Хананашвили: У нас все было значительно гуманнее. "Подопытные" должны были прослушать симфонию № 1 (до мажор) Бетховена и произведение этого же композитора - симфонию № 5 (до минор). А перед и после музыкального воздействия пройти специальный корректурный тест - это интеллектуальная работа с таблицей, в которой различные символы и буквы вразнобой нанесены на лист бумаги. Физиологи применяют ее с давних пор, потому что она позволяет с высокой точностью определить параметры интеллектуальной деятельности. На решение теста юношам и девушкам отводилось по две минуты. В эксперименте участвовали 66 человек и примерно столько же в контрольной группе, то есть тех, кто не подвергался воздействию.

Каковы результаты?

Яков Хананашвили: Мы рассчитали четыре параметра: точность выполнения задания, умственную продуктивность, объем зрительной информации и устойчивость внимания. Оказалось, что устойчивость внимания после минорной музыки снизилась на 19,5 процента, точность выполнения задания и умственная продуктивность упали более чем на четыре процента. Не произошло только изменения объема зрительной информации. Зато "радостный" Бетховен поднял показатели почти на пять процентов, а умственную продуктивность - на семь. Не изменилась лишь устойчивость внимания. Так что если ситуация требует максимального интеллектуального сосредоточения, слушайте произведения, написанные в ладе до мажор. Причем только классику.

О музыке других жанров мнения ученых далеко не единодушны. Некоторые могут принести не пользу, а вред: просто-напросто "раздергать" психику. Известно, что при регулярном слушании тяжелого рока значительно усиливается склонность к суициду, такие звуки "рассогласовывают" работу нервной системы и эндокринных желез.

Животные и растения, между прочим, тоже неравнодушны к музыке - предпочитают классику. Во время экспериментов музыкального терапевтического общества Швеции акулы и дельфины со всего побережья собирались слушать Баха.

Кстати

Медики, проведя многочисленные эксперименты, пришли к выводу, что различные виды музыки по-разному действуют на человека. Религиозная музыка - анальгетик в мире звуков, она достаточно эффективно облегчает боль, веселые песни помогут справиться с сердечными недугами и подарят долголетие, а самый большой эффект оказывают произведения Моцарта. Тут настоящая тайна - люди, слушающие великого австрийца, подчеркивают ее оздоравливающее и даже омолаживающее действие. Этот феномен так и назвали - "эффект Моцарта". Впрочем, каждый может испытать его на себе. Послушайте, например, фортепианный концерт номер два и сделайте свои выводы.