Выход из той ситуации сенаторы видят в том, чтобы общественные объединения потребителей, которые выступают с заявлениями в защиту прав потребителей, отдавали 50% от положенной им суммы органам местного самоуправления. В случае если с заявлением в защиту выступают органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются органам местного самоуправления. То есть если в защиту потребителя выступает муниципалитет, то он получает 50% штрафа, если выступает общественная организация, то она получит только 25% штрафа, остальные 25% получит муниципалитет.
В действующем законе предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с нарушителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом, в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей или органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
По мнению одного из авторов законопроекта, председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Александра Клишаса, предлагаемые изменения позволят повысить уровень защиты прав потребителей. Перераспределение суммы штрафа в пользу органов местного самоуправления позволит муниципалитетам создавать необходимые штаты специалистов и самостоятельно обращаться в суды с заявлениями о защите прав потребителей, получая при этом всю указанную в законе сумму штрафа и наполняя тем самым местные бюджеты.
Правозащитники и независимые эксперты высказывают сомнение в целесообразности таких мер. Количество общественных организаций потребителей прямо пропорционально состоянию потребительского рынка и уровню государственной защиты прав потребителей. Тенденция последних лет показывает, что, не имея ни помещений, ни имущества, ни финансирования, общественные объединения достойно заняли свое место в национальной системе защиты прав потребителей, что, как выясняется, стало угрозой местному самоуправлению, выпавшему из этой системы, несмотря на имеющий квалифицированный штат, помещения и административный ресурс.
- Законопроект, мягко говоря, странный. Если его инициаторы таким образом хотят надежнее защитить потребителей, результат внедрения их предложения будет прямо противоположным - местная власть потеряет даже такой стимул заниматься этим, коль скоро деньги в свой бюджет в виде штрафов можно получать, ничего не делая, за счет общественников, - считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. - Если же главная задача - укрепить местные бюджеты, то и это не получится. Мало того, что деньги эти для бюджетных доходов городов и районов крайне незначительные, так и предлагаемая к реквизиции половина этих не заработанных муниципальной властью денег может до нее не дойти - общественники станут защищать потребителей как их представители по доверенностям, договариваясь о неофициальном дележе полученного в случае успеха истцом штрафа.
Между тем, по словам Петра Шелища, в стране есть замечательный опыт реальной защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Так, в Екатеринбурге муниципальное учреждение такого профиля не только помогает восстановить справедливость и вернуть свои деньги сотням горожан, но и приносит немалый доход бюджету города.
Эксперт считает, что лучше бы инициаторы законопроекта заботились тем, что за последние годы вдвое сократилась исполняемость судебных решений в пользу потребителей (не исполняется уже больше половины таких решений). "Значит и штрафы не перечисляются, так что скоро и делить будет нечего".
Вероятность того, что законопроект будет принят в первоначальном виде невелика, хотя муниципалитеты высказываются в его поддержку. В заключении правительства отмечается, что подобная форма поддержки органов местного самоуправления спорна и может привести не к стимулированию органов местного самоуправления к реализации имеющихся у них полномочий, а к снижению заинтересованности в участии в судебной защите прав потребителей по заявлениям соответствующих общественных объединений потребителей. В законопроекте не предусмотрены гарантии использования органами местного самоуправления дополнительных финансовых средств на повышение эффективности защиты прав потребителей. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит оценку объема дополнительных доходов местных бюджетов в результате предлагаемого перераспределения между органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей сумм денежных штрафов. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения могут негативно отразиться на уровне защищенности прав потребителей.
Однако в доработанном виде закон может пройти - муниципалитеты, особенно в глубинке, действительно остро нуждаются в дополнительных средствах.