Как стало известно, президиум Высшей аттестационной комиссии на плановом заседании в пятницу, 31 января, "рекомендовал Министерству образования и науки РФ лишить Комиссарова Алексея Геннадьевича степени кандидата экономических наук". Этому вердикту предшествовало рассмотрение "отказного" письма в диссертационном совете Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (где в 2011 году защитился Комиссаров) и на профильном экспертном совете Высшей аттестационной комиссии.
Ни там, ни там не могут припомнить случая, чтобы доктор или кандидат наук, уже получивший ученую степень, спустя время сам же попросил ее аннулировать. Причиной столь необычного поворота стали факты недобросовестных заимствований, обнаруженные в кандидатской диссертации Комиссарова при ее "проверке на плагиат" независимыми экспертами общественного проекта "Диссернет".
Под таким углом, напомним, были изучены диссертации многих высокопоставленных чиновников, депутатов Госдумы, политических и общественных деятелей. В "черных", "серых" и прочих сомнительных списках "Диссернета" замелькало много известных имен. Большинство "уличенных" подозрения в свой адрес отвергали, некоторые пытались отстаивать свое достоинство в судах, другие попросту отмалчивались.
К примеру, депутат Госдумы Владимир Бурматов активно защищался и на днях даже выиграл в Московском арбитражном суде дело по иску компании "Анти-плагиат", которая была им уличена в монопольном и потому незаконном, по мнению депутата, доступе к архивам Российской государственной библиотеки и, в частности, к ее базе диссертаций - в обход конкурсных процедур.
В ответ на обращение Бурматова к генпрокурору Юрию Чайке по поводу возможной причастности Минобрнауки РФ к созданию ЗАО "Анти-Плагиат" в ведомстве Дмитрия Ливанова и в руководстве ВАК от частной фирмы поспешили дистанцироваться.
"Система выявления неправомерных заимствований - так называемая программа "Антиплагиат" - не имеет никакого отношения ни к Минобрнауки России, ни к Высшей аттестационной комиссии", - распространила пресс-служба министерства официальное заявление. Она, эта программа, "разработана в инициативном порядке и не проходила какой-либо аттестации или аккредитации ни в министерстве, ни в ВАК".
Из того же текста следовало, что "использование таких программ осуществляется гражданами или организациями самостоятельно" и делать выводы о качестве научного исследования только по результатам компьютерной проверки неправомочно и неправомерно. "Признание "факта плагиата" может быть сделано только в судебном порядке", - подчеркивала пресс-служба ведомства.
Эту же позицию твердо отстаивали, в том числе на страницах "Российской газеты", нынешний глава ВАК Владимир Филиппов и его предшественник на этом посту академик РАН Михаил Кирпичников. О важнейшей роли экспертов, их репутационной ответственности в вопросах аттестации научных кадров не устает говорить помощник президента РФ Андрей Фурсенко.
В унисон с ними высказался недавно и нынешний глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. По его словам, заключение о состоятельности той или иной диссертации "может быть только экспертным" и должно быть выполнено квалифицированными людьми, специалистами в соответствующей области науки.
"Результаты, которые выдает "Диссернет", этому требованию не удовлетворяют", - констатировал министр и призвал не политизировать ситуацию, привлекая внимание исключительно к политикам и бизнесменам. Иначе "получается политическая акция", и она, по словам Ливанова, "не имеет никакого отношения к естественному желанию научного сообщества очистить свои ряды от фальсификаторов и халтурщиков".
Тем самым глава Минобрнауки вольно или невольно взял под защиту остепененных граждан, подозреваемых если не в плагиате, то в банальной перелицовке чужих научных трудов.
Под этот же спасительный "зонтик" попадал и Алексей Комиссаров. Но он не захотел им воспользоваться и написал официальное заявление на имя председателя ВАК Владимира Филиппова с просьбой аннулировать присужденную ему ученую степень кандидата экономических наук, а выданный диплом признать недействительным. Причина, как указано в его рукописном заявлении, - наличие в диссертации заимствований, "не оформленных должным образом".
Не погорячился ли Алексей Геннадьевич с таким решением - ведь все другие в похожей ситуации сохраняют спокойствие? На прямой звонок из "Российской газеты" Комиссаров отреагировал без раздражения, и мотив своего поступка объяснил предельно коротко и внятно: "Не хочу быть, как все...".
А за подробностями, если кому интересно, отослал к своей страничке в Facebook.