- Цианид натрия - это яд. Говорят, цианиды не попадут в почву и воду, но при нашем менталитете опасное производство, особенно без квалифицированных кадров, как наверняка будет в артели, организовывать нельзя, - уверен один из организаторов митинга директор малого предприятия, производящего керамику, Александр Назаров.
Возмущает местных жителей и то, что артели выделили участок, переведя плодородные земли из разряда сельскохозяйственных в промышленные. Они опасаются, что восстанавливать почву потом придется много лет. А если яд попадет в реку, экологической катастрофы не избежать. На митинге напомнили об аварии на подобном производстве в Румынии в 2000 году, в результате которой воды Дуная оказались отравлены на протяжении 1 200 километров. Чтобы заставить земляков задуматься об опасности, организаторы митинга устроили настоящее шоу с кричалками и самодеятельными номерами. Против применения цианида выступили представители Русской православной церкви, казачества, предпринимательства и НКО.
Раньше в Невьянске золото добывали дедовским способом, вымывая ценный металл из россыпей водой. Но месторождения истощились, и старатели стали искать более эффективные методы. Технология выщелачивания известна давно: растворяя цианидом, золото и серебро извлекают из руды, с помощью реагентов драгметаллы осаждают, а раствор очищают. Производство бывает кучным - когда руда складируется на открытом воздухе и заливается раствором соли циановой кислоты, который затем стекает вниз, и чанным - при этом химический процесс идет в специальных бочках.
- Я на практике применял метод кучного выщелачивания. Уже через несколько лет работники начинают серьезно болеть. Вторая проблема - утилизация бочек из-под цианида, - говорит Михаил Семачков, в прошлом главный геофизик "Ямалзолота".
По его словам, безопасна транспортировка руды на заводы, где химические процессы идут в промышленных масштабах под контролем автоматики. Но это дорого, потому маленькие артели обычно применяют кучное выщелачивание. Участники митинга опасаются, что на самом деле старатели, как обещают, чанным выщелачиванием заниматься не станут - сэкономят.
- Наличие такого производства намного опаснее, чем атомная станция под боком, хотя бы потому, что АЭС - серьезное госпредприятие, а артель старателей - это фирма, где о серьезном контроле за технологией производства можно только мечтать, - убежден Георгий Бадьин.
Горняки настроены не так пессимистично, как общественники. По словам проректора по научной работе Уральского государственного горного университета Нияза Валиева, технология с успехом применяется по всему миру, в том числе и в России, уже более ста лет.
- Кучное выщелачивание действительно вредно для работников. Но в Невьянске планируют чанное производство, оно на 100 процентов безопасно для окружающей среды, - уверяет ученый. - Каждый год наши студенты проходят практику на Березовском руднике. Там технология работает около 10 лет, никаких аварий за это время не было.
Эксперт отмечает: переход к выщелачиванию - необходимость. Ведь месторождения становятся все беднее, а фрагменты золота - мельче. Извлечь их можно только химическим путем.
- Это может кого-то удивить, но выщелачивание наносит меньший вред природе, чем гидравлический способ, - говорит Нияз Валиев. - К тому же надзорные органы тщательно проверяют такие проекты, в том числе с экологической стороны, так что проблем быть не должно.
- По условиям лицензии от департамента недропользования по УрФО "Уралнедра" мы обязуемся сначала запустить промышленную установку с небольшой производительностью, чтобы оценить возможности технологии и дать оценку качеству и количеству обогащения золотоносной руды, - рассказывает главный инженер артели "Нейва" Игорь Здоровец. - Есть 40 способов растворения золота. Выщелачивание из них наиболее экологически чистое, к тому же лучше изучено. По лицензии мы обязаны организовать чанное выщелачивание в закрытых емкостях: будут работать 10 колонн объемом по 100 кубометров.
Как разъяснил главный обогатитель артели Игорь Яковицкий, цианистая соль неустойчива и в воде с примесью хлора разлагается на азот, воду, углекислый газ и обычную поваренную соль. После извлечения золота раствор обезвреживают, а техническую воду, которая при этом образуется, снова используют в производстве. Но, даже если вода попадет в окружающую среду, никакого вреда она не нанесет, потому что цианида натрия в ней уже нет.
Старатели планируют получать по 2,3 грамма золота из тонны руды. Производство рассчитано на пять лет, после этого в течение года территорию рекультивируют. Кстати, руководство артели с обидой отреагировало на выпады митингующих - что, мол, мелкая частная фирма при минимуме вложений захочет получить максимум прибыли. По словам промышленников, планы у них серьезные и вложения соответствующие: 10 колонн обошлись в 60 миллионов рублей, 30 миллионов потратили на дополнительные установки, 13 миллионов - на оборудование для лаборатории. На решение проблемы утилизации бочек из-под цианида планируют выделить от 3,5 до 5 миллионов рублей.
Областные власти также пообещали держать ситуацию под контролем:
- К нам уже обращались жители Невьянска, по этому поводу министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов не раз встречался с экологами, проектировщиками и представителями артели. Предприятие прошло экспертизу екатеринбургского филиала Главгосэкспертизы, результаты проверки показали, что проект полностью соответствует российскому законодательству. Чтобы успокоить население, представители артели подали заявку на еще одну отдельную государственную экологическую экспертизу, она изучит воздействие производства на окружающую среду более скрупулезно, - сообщила "РГ" пресс-секретарь областного минприроды Мария Шароглазова.