Этот законопроект, внесенный в марте прошлого года президентом России, вызвал широкую политическую дискуссию в российском обществе, отчего прохождение его через Думу затянулось. От первого до второго чтения прошел почти год. Но промедление оказалось полезным: компромисс по принципиальному вопросу - о правилах участия партий в политической борьбе - был все-таки найден. В результате появилась поправка лидеров четырех думских фракций - Владимира Васильева, Владимира Жириновского, Геннадия Зюганова и Сергея Миронова, которая определяет принципы, позволяющие партии зарегистрировать свой федеральный список претендентов на думские мандаты.
Ничего дискриминационного, как полагают на Охотном Ряду, в этих принципах нет. По мнению "справоросса" Александра Тарнавского, "фильтр", который был предложен лидерами фракций для того, чтобы не перегружать выборную кампанию участием случайных партий, партий-однодневок и спойлеров - подставных партий, охотящихся за чужими голосами, получился "крайне либеральным". Партия, намеренная участвовать в новых думских выборах, должна иметь успешный опыт на предыдущих - то есть участвовать в распределении мандатов Госдумы. Или набрать хотя бы три процента голосов в свою поддержку. Или обладать депутатским мандатом хотя бы в одном региональном заксобрании. Если ничего этого у партии нет, то право на участие в выборах она может получить, собрав по стране двести тысяч подписей избирателей в свою поддержку.
"Квалификационные требования к политическим партиям, которые вводятся этими поправками, - уточняет "единоросс" Сергей Неверов, - соответствуют мировой практике и международным избирательным стандартам. Они более либеральны, чем подобные требования, предусмотренные в законодательствах других стран мира, и направлены на участие в политической жизни страны тех партий, которые сегодня реально обладают поддержкой избирателей на уровне законодательных собраний".
Правда, думцы добавили еще одно требование, которое относится уже к отдельно взятому партийному кандидату и самовыдвиженцу. Оно исключает участие в выборах, причем не только федеральных, граждан, которые осуждены к лишению свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление. Попасть в предвыборные списки такие люди могут только спустя десять или пятнадцать лет после того, как их судимость будет снята или погашена.
Коммунист Владимир Бессонов, в отношении которого возбуждено уголовное дело по "тяжкой" статье, попытался было возражать, что эта норма может использоваться для ограничения избирательных прав оппозиции. Однако ему посоветовали не строить свои доказательства на собственной истории, которая, к тому же еще не закончилась.
Были по поводу нового порядка выборов в Госдуму и другие возражения.
Либерал-демократ Ярослав Нилов предлагал, например, не переходить на смешанную систему выборов, когда по итогам голосования 225 мандатов распределяются между партийными списками и столько же между кандидатами, победившими на выборах в одномандатных округах. А оставить пропорциональную систему, при которой, по мнению Нилова, партия будет нести ответственность за каждого своего депутата. А все партии таким образом за весь депутатский корпус. Это предложение было несколько странно слышать на втором чтении, поскольку принятая в первом концепция законопроекта как раз и состояла в том, чтобы выборы в Госдуму проходили по смешанной системе.
Коммунист Олег Смолин, напротив, с одобрением отнесся к созданию одномандатных округов. Это плюс законопроекта, что он "откроет дорогу в парламент людям, не связанным никакими узами с партиями", считает Смолин, однако он предлагает снизить беспартийным претендентам обязательный минимум подписей избирателей, который они должны представить в избирком. Однако Смолин выступил против поправки, которая ограничивала возможность для критики соперников в средствах массовой информации. Как же без этого? - удивлялся депутат. По его словам, "нельзя представить выборную кампанию без публичной политической полемики, без критики соперника, конкурирующего на этих же выборах". Но Смолин признал, что эта критика должна быть цивилизованной и корректной. Но большинство посчитало, что в пылу борьбы оставаться корректным непросто, и если не определить рамки, то могут возникнуть злоупотребления правом на агитацию в СМИ. Депутаты на себе результат этих "злоупотреблений" не раз испытывали.
"Справороссы" настаивали на том, чтобы партии могли идти на выборы не только в одиночку, но и объединяясь в блоки. Предлагали вернуть графу "Против всех" в бюллетени, которыми избиратели будут голосовать на выборах в Госдуму. Требовали внести в законопроект норму, которая бы могла надежно защитить от фальсификаций и снизить барьер на думских выборов с пяти до трех процентов. Но все эти пожелания остались в таблице отклоненных поправок. Большинство проголосовало за текст законопроекта с поправками, рекомендованными профильным комитетом.
Выбирать Госдуму по новым правилам Россия будет в 2016 году.