Главой Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности станет Евгения Шерменева, которая раньше работала заместителем руководителя департамента культуры правительства Москвы.
- Гастролями мы занимались и до принятия этого решения, и было на эту тему несколько серьезных разговоров на государственном уровне, - разъясняет "РГ" Софья Апфельбаум, директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества министерства культуры. - Конечно, за последние 20 лет изменилась вся система гастрольной деятельности. Например, появилось большое количество фестивалей, которые в какой-то степени заменили существовавшую в советское время систему гастролей. Но тем не менее в связи с тем, что у нас большое число городов не имеет собственных театров, вопрос отдельных гастролей остается актуальным.
Вот почему в последнее время работа в этом направлении активизировалась - есть целая программа по поддержке гастролей региональных театров. Было решено: из-за того, что потребность в гастролях велика, эту работу надо систематизировать и необходима специальная организация.
- Эта организация - Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности - будет, собственно, все сведения о гастрольной деятельности театров внутри страны обобщать, проводить анализ и выявлять, какие регионы у нас сами справляются на существующих условиях, а какие ощущают нехватку гастролей ведущих театров, - продолжает Софья Апфельбаум. - До этого все наши программы были основаны на инициативах самих театров - если театры сами хотели поехать гастролировать, они обращались к нам с заявками, и мы их поддерживали. Это нормальная практика. Но с другой стороны, если регион сам не проявляет активность и в нем нет нормальных театральных центров, то ни к ним никто не приезжает, ни их театры никуда не едут. Создание центра - попытка эту ситуацию изменить.
Будет проведен анализ ситуации в каждом конкретном случае, организована поддержка гастролей в малотеатральные регионы. А также проведен анализ господдержки в целом.
Если говорить о тех программах, которые будет реализовывать центр, речь идет не только о федеральных, но и о региональных театрах. По словам Софьи Апфельбаум, в первую очередь - о репертуарных театрах - с серьезной большой афишей спектаклей.
- В постановках таких театров, как правило, задействовано большое число декораций. И именно "переезд" таких спектаклей труднее всего организовать, - говорит она. - Рыночные механизмы весьма успешно работают в последние годы: куда ни приедешь, везде - та или иная московская антреприза. Не давая оценок, скажу, что это все тоже необходимо, и артисты должны ездить, и зрители - смотреть, но наша задача возобновить большие гастроли. Выезд больших трупп сложнее осуществить, в частности из-за перевозки декораций. Но такие гастроли - как раз то, от чего провинция отвыкла.
Театров, что находятся в федеральном подчинении, - 22, но, естественно, мы этим кругом не ограничимся. Потому что зрители хотят видеть и московские театры, такие как "Современник" или театр Петра Фоменко. Ведь публика в провинции не делит театры на московские и федеральные. Поэтому мы будем возить на гастроли ведущие театры - те, которые действительно ждут в регионах. Также мы будем координировать обменные программы, существующие в театрах региональных.
Олег Табаков, худрук МХТ им. Чехова
- Четыре года назад на одной из встреч с президентом я изложил необходимость возобновления гастрольной деятельности русских театров. Аргументировал это, в частности, успешностью программы, которая существует по гастролям, скажем, в Госцирке.
Понимаю, что это достаточно затратная статья. Но вместе с этим я предлагал, что не надо сразу ехать из Москвы или Санкт-Петербурга в Хабаровск или Владивосток. Однако можно в рамках округов наладить работу так, что театры поедут с севера на юг и наоборот. Конечно, в том случае, если театрам есть что показывать.
И это не должно быть самоцелью, не просто оживлением впечатления. Понимаете, ведь обновление театра - это не назначения и перемещения, это создание в театре спектакля, который хотят видеть все.
Я не теоретик, но я знаю, что и в "подвальном" театре, которым я занимаюсь уже 30 лет (имеется в виду "Табакерка" - театр под руководством Олега Табакова, что находится на ул. Чаплыгина. - Прим. С.А.), и в Художественном театре, которым я занимаюсь 14 с половиной лет, есть спектакли, билеты на которые с энтузиазмом и за довольно немалые деньги российские зрители раскупают. У нас есть что показывать. Думаю, что мы посоветуемся с принимающими нас регионами и выберем то, что на самом деле интересно для зрителей. Я ведь еще обычно, выезжая на гастроли, пытаюсь договориться и с меценатами. Понимаю, что покупательная способность в регионах не всегда соответствует тем ценам, которые предлагает театр. Но, наверное, и местные театры должны об этом думать. Потому что гастроли - это такое занятие, за которое театрам платят несколько больше, чем они могут заработать за спектакль на "стационаре". Тогда это имеет смысл. Так, во всяком случае, поступали российские меценаты Николай Иванович Собольщиков-Самарин, Иван Артемьевич Слонов и другие.
Екатерина Кретова, заместитель художественного руководителя театра "Школа современной пьесы"
- У нас за сезон пять-шесть выездов "по городам и весям" РФ. Не так давно мы были в Новосибирске - это были наши первые гастроли после пожара. Также гастролировали в Тюмени, Екатеринбурге. Ездим и в города, что расположены неподалеку от Москвы. Владимир, Липецк, Калуга... К нам часто после спектаклей в российских городах подходят люди и говорят: "Как хорошо, что к нам приехал настоящий театр, а не антреприза".
Поддержка государства в гастрольной деятельности очень нужна. Например, наши гастроли в Новосибирске были поддержаны министерством культуры. На эти средства мы оплатили и транспорт - перевозку декораций и оборудования, поездку артистов. То есть это не легло ни на плечи театра, ни на плечи региональных властей. Мы везли через всю Россию декорации к пяти спектаклям. Без господдержки это было бы невозможно.
Российские театры федерального подчинения, которые могут выехать на гастроли:
Названо 27 "закрытых" городов, куда поедут театры. Зеленогорск, Железногорск (Красноярский край), Северск (Томская область), Новоуральск, Лесной (Свердловская область), Озерск, Снежинск, Трехгорный (Челябинская область), Саров (Нижегородская область), Заречный (Пензенская область), Балаково (Саратовская область), Волгодонск (Ростовская область), Десногорск (Смоленская область), Заречный (Свердловская область), Курчатов (Курская область), Нововоронеж (Воронежская область), Полярные Зори (Мурманская область), Сосновый Бор (Ленинградская область), Удомля (Тверская область), Ангарск (Иркутская область), Димитровград (Ульяновская область).