12.02.2014 23:32
    Поделиться

    Кадыр Маликов: Отрицать исламизацию Киргизии невозможно

    Руководство Киргизии начинает диалог с духовенством. Власти пытаются остановить распространение в обществе радикальных идей, проникающих из-за рубежа. Об этом и многом другом в интервью "РГ" рассказал эксперт-религиовед, директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов.

    Глава государства обеспокоен религиозной ситуацией в стране. С чем это связано?

    Кадыр Маликов: Действительно, на заседании Совета обороны страны президент Алмазбек Атамбаев поднял актуальный вопрос о непростой религиозной ситуации в республике. Взаимодействия официальной власти с духовенством нет, что порождает негативные тенденции. Нужно создавать предпосылки для открытой совместной работы с религиозными организациями.

    За годы независимости в стране зарегистрированы практически все мировые конфессии. Республика стала объектом пропаганды всевозможных миссионерских течений. Каждое из них имеет свой центр в дальнем зарубежье - США, Турции, Саудовской Аравии, Пакистане, Южной Корее - и насаждает идеи, которые создают предпосылки для конфликтов на религиозной почве. Муфтият же теряет авторитет. У него слабая образовательная база, управление децентрализовано, организацию периодически сотрясают коррупционные скандалы.

    Чем опасны такие тенденции?

    Кадыр Маликов: В стране наблюдается рост религиозности, но доверие к государственной власти и традиционному духовенству снижается. Кроме того, в стране активно продвигаются политические идеи радикального ислама. Они проникают из-за рубежа. Молодежь предпочитает слушать по Интернету проповеди мусульманских деятелей Саудовской Аравии и других арабских стран. Посредством образовательных проектов ведется активная пропаганда чуждых местной культуре и традициям идей.

    Международные радикальные религиозные организации рассматривают Киргизию как удобную площадку для своей работы. Здесь легко получить поддельный или легальный паспорт гражданина, организовать убежище, осуществлять миссионерскую деятельность, агитировать людей. К примеру, недавно отмечены случаи вербовки киргизстанской молодежи в Сирию. Со временем это может стать серьезной угрозой для страны. Единственный выход - сотрудничество светской власти и традиционных религий с целью усиления роли государства.

    Что можно предпринять в этой ситуации?

    Кадыр Маликов: Работа уже начата. Создан фонд духовного развития "Ыйман" ("Вера"), который будет аккумулировать средства, в том числе и зарубежные, для помощи муфтияту в выстраивании принципиально новой концепции развития ислама, социально ориентированного и интеллектуального. Из этих накоплений может начисляться зарплата имамам, будут строиться современные просветительско-информационные центры, где молодежь получит объективную информацию о религии. Изменится вся структура Духовного управления мусульман Киргизии, что сделает его эффективной и хорошо управляемой организацией.

    Параллельно разрабатывается специальная концепция взаимодействия власти и традиционных конфессий. Создается теологическая основа толерантного отношения верующих граждан республики друг к другу. Государство, укрепляя позиции муфтията, взамен получает определенный ресурс для решения собственных задач. К примеру, религиозную паству можно задействовать в решении социальных вопросов, предупреждении межнациональных распрей, патриотическом воспитании молодежи и пропаганде нравственных ценностей.

    Могут ли вообще разные конфессии мирно сосуществовать друг с другом?

    Кадыр Маликов: В качестве примера можно назвать Татарстан, Башкортостан, некоторые республики Северного Кавказа. Властям и духовенству с помощью государства удалось добиться удивительной толерантности верующих разных конфессий. К примеру, когда провокаторы сожгли в Казани несколько церквей, мусульмане собрали средства на их восстановление. Думаю, опыт гармонизации религиозных течений в Татарстане стоит изучить и, возможно, применить в Киргизии. Ведь еще в позапрошлом веке татарские просветители основывали школы нового метода в Киргизии, где закладывался фундамент толерантности, модернизации религиозного мышления.

    Однозначен в этом смысле и посыл президента: ни в коем случае нельзя использовать репрессивные меры. Надеюсь, эта ремарка принята к сведению руководством силовых структур. Агрессия, аресты и массовые наказания могут привести к крайне негативным последствиям.

    Ключевой вопрос

    В 2013 году число мечетей в стране превысило количество общеобразовательных школ. Государство теряет статус светского?

    Кадыр Маликов: В стране светская система ценностей все чаще сталкивается с религиозной, духовные законы нередко противоречат государственным. К примеру, в госучреждениях повсеместно открываются комнаты для чтения намаза. Культивируя ислам, мы, тем не менее, запрещаем хиджаб в школах. Чиновники неоднократно заявляли, что у них по две жены. Это не запрещено Кораном, но карается законом. Такие казусы в нашей стране встречаются на каждом шагу.

    Верующий оказывается перед выбором: кому подчиняться - подаренному Всевышним Корану или сочиненной обычными людьми Конституции? Ставить людей перед таким выбором нельзя. Исламизация Киргизии идет, и отрицать это невозможно. Но это не отрицательный процесс, а естественный. Думаю, на определенном этапе понятие "светскость" в официальном законодательстве будет пересмотрена и расширена. Что снимет противоречия и напряжение в обществе.

    Справка "РГ"

    В республике действует более 2,8 тысячи религиозных организаций, из них зарегистрировано порядка 2,3 тысячи. Кроме того, ведут работу иудейская и буддийская общины, проповедуются и недавно возникшие религиозные течения, в том числе призывающая к объединению всех верований секта "Бахай".

    Поделиться