Министры в траншее
С 14 января новости из Сухого Лога походили на военные сводки. В десятке километров от жилых кварталов прорвало магистральный водовод - единственную артерию, снабжающую 35-тысячный город питьевой водой. В сорокаградусный мороз пришлось менять в хлам износившийся участок протяженностью 3,5 километра. Когда эти работы закончили и объявили о заполнении системы водой, трубу прорвало в другом месте, теперь замены потребовал 6-километровый участок. Муниципалитет оказался в этой ситуации совершенно беспомощным.
Руководство ликвидацией аварии взяли на себя власти региона. На место не единожды выезжал губернатор Евгений Куйвашев, штаб возглавил зампред правительства области Сергей Зырянов. В город прибыла едва ли не половина членов кабмина. Каждый курировал работу по своему направлению. А министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов на протяжении "горячих" дней буквально жил в палатке у ремонтируемой трубы.
Уральцы до сих пор спорят: дело ли областных руководителей вместе с сантехниками торчать у парящих раскопов? Или гораздо логичнее выстроить в регионе эффективную систему ЖКХ, исключающую подобные ситуации? Мол, эффективность руководителя зависит от эффективности работы его команды, а режим "ручного управления" только демонстрирует системные слабости. Впрочем, многие уверены: в случае ЧС ответственные чиновники просто обязаны быть там, где сложно. И припоминают, как в октябре прошлого года, когда Сухой Лог по тем же причинам уже оказывался на несколько недель без воды, мэр города Станислав Суханов уехал в отпуск за границу. На митингах жители требовали отставки главы. Сам Суханов потом жаловался в интервью: мол, врагу не пожелаю такого отпуска - ежедневно отслеживал ситуацию и по телефону часами давал распоряжения, а все счета оплачивал из своего кармана.
Ущерб не считан
СМИ в разгар ЧП каламбурили: Сухой Лог посадили на сухой паек. Но местным жителям было не до шуток. Из-за угрозы эпидемии дизентерии и гепатита в городе закрыли все школы, детские сады, общепит, роддом. В центральной больнице врачи в случае экстренной операции вынуждены были мыть руки из-под ковшика. Военные помогали обеспечивать бутилированной водой пенсионеров и инвалидов. Из восьми городов Среднего Урала отправляли автоцистерны с водой, порой за сотни километров. Всего было завезено более 200 тысяч литров. На реплики о том, что стоимость такой воды сравнима с ценой бензина, уже никто не реагировал.
В конце эпопеи возникла идея не только доставлять воду жителям, но и самих горожан - к воде: организовали автобусный чартер в ближайший санаторий Курьи, где сухоложцам предложили бесплатно мыться и стирать. Минимум 30 человек такой услугой воспользовались. Во что обошелся весь спектр дополнительного сервиса, неизвестно. Вероятно, расплачивались за это предприятия-спонсоры и муниципалитеты.
Сейчас, когда героическими усилиями водная блокада снята, горожане заявили, что "за такое издевательство над народом" необходимо взыскивать моральный ущерб. Такие призывы звучат в соцсетях. Но жители признаются: вряд ли из этого почина выйдет толк. Как в рублях оценить пережитый стресс, унижение и дискомфорт? Возможно, хоть какой-то компенсацией станут счета за коммуналку. Губернатор уже пообещал сухоложцам "нулевые" квитанции. И, по нашему мнению, власти должны проконтролировать справедливость перерасчета.
Впрочем, сами чиновники неоднократно заявляли, что ситуацию в Сухом Логу чрезвычайной назвать нельзя: жизнеобеспечение в городе поддерживали, эпидемии не случилось, местные предприятия не пострадали. Как выяснили корреспонденты "РГ", крупные заводы, их в городе четыре, и в самом деле относительно спокойно пережили коллапс: все они имеют автономные системы водо- и теплоснабжения. Даже на производственном процессе хлебокомбината "засуха" не сказалась. Другое дело - малые предприятия, к примеру общепит.
- Нам длительное отсутствие воды грозило разорением. Пришлось отправить персонал в неоплачиваемый отпуск. Нечем платить: каждый день простоя приносит 20 тысяч рублей убытка. За неделю - 140 тысяч. Понятно, эти деньги нам никто не компенсирует, - признался в беседе с корреспондентом "РГ" владелец одного из местных кафе.
Дырка от трубы
Автономными системами жизнеобеспечения промышленники озаботились неслучайно. О том, что городская система водоснабжения дефектна, они знали давно. И в отличие от муниципальных властей подстраховались.
Проблемный ныне водовод начали строить в середине 1980-х хозспособом - за счет средств сухоложских предприятий. Получилось, как в той песне: "Я его слепила из того, что было". Разные участки общей протяженностью 38 километров состоят из асбоцементных, полиэтиленовых и стальных звеньев. Причем наиболее подверженный коррозии кусок был проложен через болото. В 1994 году объект запустили, а резервный водовод сняли с обслуживания. Тогда утверждали, что срок эксплуатации главной артерии - 30 лет. Но труба дала течь гораздо раньше.
Сбои начались в 2010-м. Через пару лет произошла первая крупная авария, и тогда же стало очевидно: необходима замена коммуникаций. С учетом согласований, экспертиз, утверждений процесс растянулся почти на два года.
- Еще весной 2012 года местная дума выделила деньги на разработку проекта, к маю 2013-го он был готов. Общая сумма - 112 миллионов рублей, доля софинансирования местного бюджета - 12 миллионов. Встречались с министром ЖКХ, был разговор с губернатором. Он проект поддержал, но сказал, что нужно экспертное заключение. К сентябрю 2013-го проект прошел экспертизу, и цена снизилась до 86 миллионов рублей, - разъясняет депутат областного Заксобрания от Сухого Лога Михаил Зубарев.
Часть средств на модернизацию - 50 миллионов рублей - планировали выделить из областного бюджета в течение 2014 года, остальное - в 2015-м. Вот только рвануло раньше. И сколько потрачено на авральное затыкание дыр, до сих пор неизвестно.
По нашим приблизительным подсчетам, только на прокладку в мороз временной ветки водовода, которую неизбежно придется демонтировать, потребовалось не менее 20 миллионов. Восстановление резервного водовода протяженностью пять километров потребовало не меньших затрат. То есть сам выход из чрезвычайной ситуации уже стоил казне не меньше трети суммы, заложенной на плановые работы. В правительстве региона уточняют: сейчас деньги на ликвидацию ЧС выделяются из резервного фонда, а все плановые обязательства сохраняются. Но, как ни крути, коммунальная дыра обошлась области гораздо дороже плановых вложений. И это обычное дело при доведении ситуации до чрезвычайной.
Типичная картина
Вообще-то, Сухой Лог по степени трухлявости коммуникаций - город отнюдь не уникальный. В среднем по УрФО изношенность инженерных сетей превышает 60 процентов. Сравнительно оптимистичная ситуация в ХМАО и ЯНАО - там молодые города. В Курганской и Челябинской областях средний показатель изношенности водоводов, по данным Росстата, около 63 процентов. В Свердловской даже поменьше - 58,7, но в небольших поселениях он порой превышает 80 процентов. Эксперты отмечают: это системная проблема муниципалитетов, власти которых десятилетиями не занимаются коммуникациями.
- Вот справка по Нижним Сергам: износ системы водоснабжения - 99 процентов! Все сгнило. Сухой Лог будет повторяться. В Екатеринбурге принята инвестпрограмма с огромным финансированием, но в маленьких городках таких денег нет. А позиция местных властей простая: сидеть и ждать, пока рванет. А там денег дадут и проблему решат, - возмущается зампредседателя комитета Заксобрания Свердловской области Дмитрий Ионин.
Инвесторы поневоле
В регионе уже давно задумались о том, что надо бы заставить местных чиновников активней решать проблемы ЖКХ. По вопросам модернизации коммунального хозяйства мы насчитали минимум пять долгосрочных программ, проектов и стратегий, разработанных в правительстве Свердловской области за последние три года. Расчетные вложения только в одну из таких программ (на 2012-2016 годы) превышают 21 миллиард рублей.
Сумма на самом деле неглобальная - на всех не хватит. Потому-то в программе впервые был заложен принцип поддержки наиболее активных: претендовать на областное софинансирование могли только те муниципальные образования, руководство которых не просто озаботилось модернизацией, но и представило полноценный, обоснованный план решения проблемы. Разработка такого проекта, понятно, денег стоит, к тому же в нем должна учитываться сумма, которую готов вложить сам город или поселок - не менее 10 процентов от планируемых затрат.
- Не каждый муниципалитет может себе это позволить, - возмущались представители дотационных территорий.
Но принцип воплотили в жизнь. В текущем году 10 муниципалитетов попали в программу. Но призыв к инициативе снизу заметно растянул процесс и ослабил контроль реального состояния дел. Сейчас непонятно, будет ли в области меняться стратегия модернизации ЖКХ. По нашим сведениям, именно этому вопросу планируют посвятить ближайшие заседания кабмина. Между тем эксперты считают, что главная ошибка властей - замыкание процесса только на бюджет: выходом из сложившейся ситуации может стать государственно-частное партнерство.
- Необходимо разработать на законодательном уровне поправки, которые помогут привлечь инвесторов к модернизации сетей. Например, возможно упрощение кредитования на эти цели, допустим, разработка совместных с бюджетом программ, - уверен руководитель Регионального фонда развития ЖКХ Василий Андриянов.
Как ни парадоксально, на тот же путь жизнь подталкивает и несчастных сограждан. К примеру, в Ачитском районе пару лет назад практиковали реконструкцию местных водоводов общественными усилиями. Решение об этом население принимало на общем сходе. Люди скидывались, покупали трубу, кто-нибудь из местных трактористов копал траншею, и все, сообща, прокладывали водовод.