Но что-то было не так. Резануло меня нечто непривычное. К двум людям, всегда выводившим Плющенко на лед, тренеру Алексею Мишину и хореографу Давиду Авдышу присоединился и врач, о чем-то постоянно говоривший с Женей. Фигурист выехал на лед. Сделал круг. И вдруг объявление: "Евгений Плющенко не сможет принять участие в соревнованиях из-за травмы".
Что же произошло. Комментарий мне дал сам двукратный олимпийский чемпион, равного которому не помнится.
Евгений Плющенко: Еще во время выигранной в командном первенстве произвольной я почувствовал после прыжка какую-то неловкость в спине. Но такое бывало столько раз после приземления. Вроде бы ничего страшного, но это чувство не проходило, оставалось со мной. Отдохнул, а потом пошел в день соревнований на утреннюю разминку. Она прошла неудачно. Спина и так болела, а я еще и упал, стало даже хуже. Вдруг появилось ощущение, что буквально отнимается правая нога. Но я хотел бороться, кататься. Снова пригласили врача, ведь такие боли уже бывали, я их терпел. Да, терпел годами. Наглотался таблеток. Чуть заглушились мои страдания. Мы решили, что надо кататься. Это - моя Олимпиада, я удачно начал в команде, обыграл трехкратного чемпиона мира Патрика Чана в команде. Мы готовились, успели и упустить такой шанс, подвести сборную, болельщиков я не мог. Вышел на разминку. И тут началось. Я сделал ритбергер, второй прыжок и вроде бы подумал, что все пройдет. Но когда пошел на разминке на тройной Аксель, то приземлился неудачно. Вот что меня сломало. Усугубило страдания. Боль пронзила. Знаете, будто в тело воткнули острый нож. И спина как отнялась. Жуткая боль в ноге. Да, я правую ногу как не чувствовал. Решил повторить прыжок. Ведь разминка - это очень серьезно. Пошел на Аксель, наверное, это меня и прибило. Боль нетерпимая, прямо хоть беги к врачу, умоляй об обезболивающем уколе. Я подъехал к Мишину, к моему доктору. Они советовали не кататься. Но я мечтал об этой Олимпиаде, я не хотел подводить тех, кто в меня верил. И я выехал. Прозвучала моя фамилия. Я попытался кататься, но не мог. Сейчас будем срочно решать, что предпринять. Лучше всего - побыстрее сделать снимок спины и срочно отправляться в Израиль к доктору, который в последний раз меня оперировал, вставил диск и четыре шурупа. Он знает, что со мной происходит. Поднимал же тогда на ноги. Или, может, в Москву? Еще не знаю.
Видимо, любительский спорт для меня закончился, похоже так. Хотел биться за медаль, ведь в команде это удалось. Но Господь распорядился таким образом. С этой болью я сейчас еле стою перед Вами. Что дальше? Посмотрим, столько планов.
Некоторые люди думают, что мы все это давно задумали: взять золото в команде и сняться. Но это - ложь! Проклятая боль, все она спутала. И с ней, какое кататься, ходить трудно. Может, еще два - три дня, и она прошла бы. Хотя, вряд ли Я все сделал для сборной, для страны. Для тех, кто в меня верил. Что делать, если на этот раз болезнь оказалась сильнее. Буду с ней бороться. И спасибо всем, кто верит в меня. Простите, но сейчас сделать было нельзя ничего.
Профессор Алексей Мишин, тренер:
- Тут мы оказались бессильны. Обидно, Делать из этого трагедию? Нет, я не буду. Двадцать лет вместе в большом спорте - и всякая дорога заканчивается. Мы ее прошли достойно. И здесь, в Сочи, тоже. Золото в команде, это и благодаря Жене.
Заменить его было нельзя. Поздно. Все сроки, когда можно было сделать новую заявку, прошли. До этого были обычные боли. Кто знал, что травма усугубится? Кто считает, будто мы с заменой ошиблись, пусть почитает правила. Там все четко оговорено. Все произошло за несколько часов до старта. Женя терпел. Как всегда мужественно. Не стонал, не нудил. Лечился, глотал горсти обезболивающих. Но не судьба. Что поделаешь. Спортсмену всегда приходит время уходить. О нем долго помнят. А вспомнят ли тренера? Я вел Женю, когда он был еще вот таким мальчишечкой. Да, два десятка лет. Но сколько побед! Ни один одиночник не навыигрывал столько. Полагаю, это последняя наша с Женей Олимпиада. А было их четыре: два титула чемпиона и два серебра с 2002 года. Это рекорд. Но все в этом мире имеет тенденцию заканчиваться.
Яна Рудковская, любимая жена:
- Знала, что Женя вышел кататься и ради меня. И я горжусь мужем. Сколько он вытерпел. Рассуждают, будто можно кататься на обезболивающих. Всадить укол - другой, и на полчаса хватает. А как со здоровьем? Как жить потом? Инвалидом? Расстроена я ужасно. Но тут ничего не поделаешь.
А вот что сказал мне человек, блестяще разбирающийся в медицине. Оставлю его инкогнито:
- Было сделано все. Возможно, два - три дня, и восстановление было бы возможно. Но их не хватило. А ломать человека…
Олимпийские награды просто так не даются. Их надо вырывать, выгрызать. Что и старался сделать наш единственный участник в мужском одиночном катании. Нелегко пишутся высокие слова. Однако выйти и выступить после победы в командном первенстве, где Евгений был вторым в короткой и первым в произвольной, - уже подвиг. Возможно, не только спортивный.
У нас выросло немало олимпийских чемпионов - Петренко, Урманов, Кулик, Ягудин, тот же Плющенко. Но истоки, мы о них не забываем или не должны забыть, тянутся из того же Петербурга. Русский дворянин Николай Панин-Коломенкин, выступавший под псевдонимом, ибо царь-батюшка запрещал приближенным своим участвовать в соревнованиях, выиграл в 1908 году на Олимпиаде в Лондоне первую для России золотую медаль. Николаю Александровичу было в ту пору уже почти 36 лет.
Другая эпоха, иные фигуры с высочайшей скоростью чертятся сегодня на льду. Но все же пример - настоящий мужчина может найти в себе силы бороться за победу, подав пример другим. Встать на ноги после тяжелой болезни и вкалывать. Перенести операцию, подняться после инфаркта, остаться в строю после ампутации. Нет, это уже никакие не подвиги, всего лишь повседневная обыденность. Которая убеждает: надо бороться и до конца. Иначе в чем смысл и суть? У Жени, ему 31, есть чему поучиться и людям постарше. Главный урок - не отчаиваться.
Характерный момент. Снялся Плющенко и немало болельщиков не из ВИП-секторов в глубоком разочаровании покинули трибуны. Такая она, народная любовь.
До него выступал под "Ромео и Джульетту" необычный гость - филиппинец Майкл Кристиан Мартинес стал первым фигуристом этой страны на зимних Олимпийских играх. Мальчик решил покататься на публичном катке при крупном универсаме в поздние для фигурного катания девять лет. Но почему-то у него все получалось. На Мартинеса обратили внимание, отыскали деньги и, несмотря на экзотическую для фигурного катания страну, спортсмен 1996 года рождения сегодня занимается на льду всерьез. Живет между Манилой и Калифорнией. Был пятым на чемпионате мира среди юниоров. Приезжал на турниры в Таллин и Ригу. Отобрался в квалификации на Олимпиаду в Сочи четвертым номером. Нес флаг Филиппин на церемонии открытия. А триумвират его тренеров составляют наш знаменитый Виктор Кудрявцев, олимпийский чемпион Илья Кулик из России, живущий сейчас в США и великий американец Иан Никс, перебравшийся хорошо за восьмой десяток. Это я к тому, что если за что-то серьезно, то дело сдвинется.
Выводил его Виктор Николаевич Кудрявцев. Конечно, 64.81 балла - не Бог весть что, но филиппинец же.
А соревнования продолжались. Главными претендентами на победу Евгений Плющенко назвал канадца Чана, испанца Фернадеса, японца Ханью. Он и тут не ошибся. Японец Ханью не зря переехал ради фигурного катания в Канаду, где с 2011-го вот уж и правда оттачивал мастерство. Впечатление, что ему в Сочи равных нет. Это уже другой уровень катания. В 19 лет Ханью не застал скучную эру, когда задумывались, нужны ли четверные. Он их щелкает, будто белочка орешки. 101.45 балла - это еще сдержанная оценка судей: Ханью выступал 19-м из 30 участников. В финале произвольной, где ему, победителю в короткой, кататься в последней разминке, таких сдерживающих факторов не будет. Ханью и на пресс-конференции подтвердил: я верю в себя и в свое катание. Мне кажется, в произвольной я откатаюсь лучше. Мне 19 лет, и есть к чему стремиться. Я еще не так много выигрывал.
Почему-то кажется, что и неукротимый Чан смирился со своей новой ролью второго номера в мире - 97.52. После состязаний он сетовал на мелкие неточности. "Я не осторожничал, - уверял Патрик. - Боролся с самим собой, а не с Ханью или Фернандесом. Самое важное, ко мне уже пришла эта мудрость, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. И мне нравилось".
В его программе было все. Включая четверной тулуп и сложнейший тройной лутц. Не было только легкости. Но Чану лишь 23. Неужели фигурное катание, даже мужское, превращается в молодежный вид спорта?
Уж до чего старался ветеран из французского Пуатье, неоднократный чемпион мира Брайан Жубер. Но даже его прямо-таки новаторская программа не спасла.. Фигуристов, которым за 30, словно мокрой тряпкой смывают с доски почета. Легенда Брайан Жубер всего лишь седьмой, хотя мне искренне непонятно - почему. Все прыгнул, все выполнил. Требуется сегодня иной темп, другая тональность. Разгневанный Жубер даже не пришел на жеребьевку. С другим французом, экс-чемпионом Европы Амодио, у него натянутые отношения, и тот, в отличие от принятого, не стал даже тащить жребий за коллегу по сборной. Пришлось делать это кому-то постороннему. Но каким бы номером и в какой разминке не выступал Жубер, участь его предрешена.
Неуверенный четверной Фернандеса стоил двукратному чемпиону Европы не вычета, но явного понижения оценки за этот элемент. Да и не было прежней мощи в прокате испанца. Впечатление, будто все лучшее отдано не Сочи, а Будапешту, где в январе Ксавьер выиграл европейское первенство в одни ворота.
Спортсмен из страны, где фигурным катанием кроме него занимаются еще 19 человек, из них восемь довольно серьезно, удержался на третьем месте - 86.98. Он мечтает оставаться на нем и дальше. Только удастся ли: группа из пяти ребят ничуть не хуже преследует симпатичного испанца. Хватит ли ему твердости?
По нашей просьбе вся тройка призеров в одиночном мужском катании высказалась о Плющенко:
Ханью: Я бы мечтал встретиться с моим идолом в мужском турнире. Он, как никто, продвинул вперед наше фигурное катание. Желаю Евгению скорейшего выздоровления.
Фернандес: Он был и моим идолом. Много людей пришло на каток благодаря ему. Знаете, Плющенко настолько мужественный человек, что он должен и выздороветь быстро.
Чан (у него с Евгением отношения складывались не всегда ровно): С ним было очень интересно соревноваться. Иногда и выигрывать. Я всегда ждал от него сюрпризов. Жаль, что судя по всему наше последнее соревнование я ему поиграл, в командном турнире в Сочи он оказался сильнее в короткой программе. Травмы - это наш бич. И дожить в спорте до 31 года - великое достижение.