Авторы поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, как уже писала "РГ", предлагают наказывать граждан, берущих с кого-либо деньги за свое покровительство. Эту инициативу сейчас рассматривает "Единая Россия" в рамках партпроекта "Комфортная правовая среда". В ближайшее время поправки могут быть внесены в Госдуму - но вначале представители думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству решили посоветоваться с правоохранителями и юристами.
Если инициатива будет поддержана, в УК и УПК появится новая статья "Получение незаконного вознаграждения". Это деньги, ценные бумаги или имущество, которое должностное лицо получило лично или через посредника - в обмен на обещание оказать влияние в пользу взяткодателя. Наказание за торговлю влиянием без отягчающих обстоятельств - штраф в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы незаконного вознаграждения, либо лишение свободы до 2 лет. Однако для высокопоставленных лиц, занимающих госдолжности и глав органов местного самоуправления предлагается более строгое наказание (штраф в размере от сорокакратной до шестидесятикратной суммы полученного бонуса либо лишение свободы на срок от 3 до 7, а в особо крупном размере - от 7 до 12 лет).
Необходимость принятия законопроекта объяснил депутат Госдумы, координатор партпроекта "Комфортная правовая среда" Рафаэль Марданшин: в последнее время чиновников все чаще наказывают не за взятки или не посредничество в них, а за мошенничество. То есть идет переквалификация из тяжких статей в более мягкие. В результате преступнику удается избежать уплаты крупного денежного штрафа, в десятки раз превышающего сумму обещанного вознаграждения. Или более длительной отсидки. "Если по коррупционной направленности санкции предполагаются до 15 лет лишения свободы, то по статье о мошенничестве - до 10 лет", - говорит депутат. Повальную переквалификацию он объясняет тем, что по статьям о коррупции собрать доказательную базу куда сложнее.
Однако эксперты и представители правоохранительных органов, приглашенные для дискуссии, выразили опасения из-за размытости формулировок в законопроекте. Под статью в предлагаемом виде могут попасть не только чиновники, но и любые лица, представившиеся ими. На этот дефект, в частности, указал старший инспектор Главного организационно-инспекторского управления СК РФ Георгий Смирнов. "Мы полностью поддерживаем концепцию введения наказания и кратных штрафов. Однако форма реализации спорна", - заметил он. Возникнут проблемы с квалификацией, ведь очень сложно доказать умысел должностного лица, предсказали в СК.
Сомнения выразили и в Генпрокуратуре, а также представители адвокатского и судейского корпуса. "Это удивительный законопроект. Он стандартный по подходу, но далеко не правильный. В нем есть налет истеричности, - комментирует экс-зампред Верховного суда в отставке Владимир Радченко. - По этому закону, каждый, кто должностным лицом представился, попадет под статью. Любое физическое лицо. И адвокаты, и правозащитники, и судьи в отставке. То есть все, кто обещал поговорить о чьей-либо проблеме и получить за это деньги".
Как сказал "РГ" депутат Марданшин, законопроект будет изменен, с учетом замечаний экспертов и только после этого внесен в Госдуму.
Между тем
В Госдуме подготовлен законопроект, обязывающий трудовых мигрантов при въезде в РФ указывать цель пребывания. Конкретнее - намерение получить работу. Иначе въезд запретят. О разработке вчера сообщила глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая на заседании патриотической платформы "Единой России".
"Если это не указано, значит, ни патента, ни другого вида трудовой деятельности у субъекта быть не может, - отрезала Яровая. - Мы не можем и не должны ни за кем гоняться".
Законопроект уже поддержали в Федеральной миграционной службе. По словам замруководителя ведомства Еленой Радочиной, сегодня 4,3 млн иностранцев находятся на территории РФ "без определенной цели". С юридической точки зрения, это те граждане, которые пребывают в стране свыше 90 суток и при этом не обратились в уполномоченный орган ФМС для определения своего правового статуса.