Сейчас по периметру России дополнительно разворачивают целую сеть таких объектов. "Они создаются по технологии высокой заводской готовности и способны эффективно решать задачи, в том числе с учетом перспективных угроз в воздушно-космической сфере. Ряд таких РЛС уже развернут и успешно функционирует. Строительство очередной на востоке страны идет планово", - заявил сегодня на коллегии военного ведомства министр обороны Сергей Шойгу.
Где именно ее возводят, он не уточнил. Однако известно, что Россия сейчас располагает четырьмя подобными станциями. РЛС в Лехтуси под Санкт-Петербургом и в Армавире уже несут боевое дежурство. Объекты под Калининградом и в Усолье-Сибирском пока находятся в опытной эксплуатации. Кроме того, идет строительство радиолокационных станций высокой заводской готовности типа "Воронеж" в районе Енисейска, под Орском, Барнаулом и Воркутой.
В ближайшие пять лет национальная система предупреждения о ракетном нападении в общей сложности пополнится семью РЛС "Воронеж" метрового и дециметрового диапазонов. Причем станцию, о которой упомянул вчера Шойгу, скорее всего, введут в строй не в будущем году, как это планировалось, а в нынешнем. Если же говорить о модернизации системы в целом, то "окольцевать" Россию новыми РЛС должны в 2018-м, то есть на два года раньше первоначального срока. Не исключено, что для решения этой важной задачи в Минобороны перераспределят часть финансовых средства в пользу военно-космических программ.
Справка "РГ"
Специалисты называют как минимум три преимущества РЛС высокой заводской готовности типа "Воронеж". Во-первых, это использование модульного принципа при ее строительстве. Антенные, энергетические и иные блоки станции изготавливают на заводе, строителям остается лишь собрать их воедино на площадке. Это дает возможность наращивать технологическую мощность объекта - то есть дальность его действия. Отсюда значительная - 1,5 года вместо 5-9 лет - экономия времени при возведении РЛС. Технологические решения, используемые в "Воронеже", не имеют мировых аналогов и значительно дешевле прежних. Например, строительство РЛС в азербайджанской Габале когда-то обошлось стране в миллиард долларов. Новая станция стоит всего полтора миллиарда рублей. При такой минимизации затрат тактико-технические характеристики космического "глаза" ничуть не страдают. Более того, "Воронеж" способен отслеживать даже полет крылатой ракеты. Наконец, боевое дежурство на объекте несут всего 15 человек вместо 80 военнослужащих на РЛС типа "Дарьял".