Вообще-то ротация чиновников действует с 1 января 2013 года. Но пока что она обязательна только для руководителей территориальных управлений федеральных контролирующих и надзорных органов - Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы. Теперь же перечень госслужащих, подлежащих ротации, будет существенно расширен. Речь, по сути, идет о создании кадрового резерва.
Что власть на всех ее уровнях испытывает острый кадровый голод - факт общепризнанный. Нет новых источников для пополнения управленческого корпуса. Долгие годы таких источников было два - Санкт-Петербург и силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения на руководящие посты во многом напоминает "подбор и расстановку кадров", то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура.
Одна из причин кадрового застоя в органах власти - отсутствие конкуренции. Нормальной конкуренции между профессионалами. Ее, по сути, нет. Понятие "рынок труда" на сферу государственного управления почему-то не распространяется. На смену иерархическому отбору с присущим ему тасованием одной и той же той кадровой колоды не пришел открытый рыночный отбор. Даже административные преобразования подчас копируют советскую практику. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой и теплой должностью. С тех пор мало что изменилось. Система органов власти в России по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок. От постоянного конструирования "сдержек и противовесов". От чьего-то стремления выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт.
Дефицит управленческих кадров особенно ощутим в регионах. Кадровая стратегия губернаторов долгие годы была направлена исключительно на удержание власти. Потенциальным наследникам веры не было. И не без оснований, поскольку "новая метла" то тут, то там, вопреки обещаниям сохранить преемственность во всем, начинала наводить свой порядок в доме. Казалось, с отменой губернаторских выборов кадровая ротация пойдет энергичнее. Но нет, большинство глав регионов остались на своих постах: были избранными, стали назначенными. А бизнесмены, получившие должности в региональных органах власти, заняты преимущественно решением собственных задач. Их пребывание на этих должностях мало повлияло на качество управления.
Словом, региональная власть тоже нуждается в обновлении. Но если критерием губернаторской успешности личная преданность больше служить не станет, то что же ляжет в основу кадровых решений касательно глав регионов? Да, существует система рейтингов субъектов Федерации. Это некий набор показателей, дающих возможность судить об эффективности местных администраций. Но сколь эффективна сама эта система - тоже еще вопрос.
О намерении обновить государственный управленческий корпус верховная власть заявляла не раз. И даже кое-что делала для этого. Например, был момент, когда начали создавать базу данных потенциальных кандидатов на государственные посты. Их количество сразу же было названо - тысяча человек, а в окончательном списке оказалось даже около 1800 фамилий. Кто именно попал в президентскую "тысячу", до сих пор держится в тайне. Известно лишь, что в списке резервистов - известные руководители крупных корпораций, а также молодые, еще не очень именитые, но перспективные менеджеры.
База данных такого рода, конечно, должна быть открытой. Ее открытость - одно из принципиальных условий, позволяющих исключить практику, когда решения о замещении должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или за деньги. Но, с другой стороны, представленный на широкое обозрение поименный список резервистов открывает простор для лоббистских атак, аппаратных интриг, информационных "вбросов" различного толка. Кроме того, публикацией списка можно поставить в неловкое положение и тех, кто назначает на государственные посты, и тех, кого назначают. Ведь попасть в резервисты - еще не значит добиться должности, а получить предложение - еще не значит принять его. Тут никаких взаимных обязательств.
Как бы то ни было, постепенная смена лиц на всех этажах управления неизбежна и необходима. Кто уйдет и кого назначат - именной состав кадрового резерва, будь он опубликован, чуть-чуть добавил бы ясности в этом.