Первые лауреаты и прогнозы Берлинского кинофестиваля

Утонувший в сиянии Олимпиады 64-й Берлинале сделал отчаянный рывок - но это мало кто заметил: что такое кино перед фигурными страстями!  Между тем дряхлеющий фестиваль вдруг стал подавать признаки жизни. В его программах на этот раз наблюдалась некоторая драматургия, а в число традиционных для Берлина середнячков затесались фильмы действительно крупного калибра.

Это "71" - сильный дебют Янна Деманжа, француза, играющего на английском поле, история британского солдата Гэри во времена известного конфликта 1971 года, когда Белфаст, разделенный на две враждущие зоны, был близок к гражданской войне. Ринувшись за бандитом, в суматохе укравшим карабин, герой оказывается в тылу "врага" и пытается найти путь "к своим". Фильм впечатляет драматизмом и мощью операторской работы, его сюжет ясен, и вызывает горячие симпатии зала пацифизм автора, убежденного, что насилие рождает только насилие, а на том стоит любая война.

В число лидеров сразу вошло яркое антиклерикальное высказывание немецкой драмы Дитриха Брюггеманна "Крестный путь" - о девушке, буквально воспринявшей наущения пастыря и отринувшей все житейские соблазны, включая еду и лекарства. Это ее жертва Богу во имя спасения лишенного дара речи маленького братца. Художественная логика здесь небезупречна: когда героиня довела себя до смертного одра, братец вдруг скажет свое первое слово; вроде бы жертва не напрасна - чудо свершилось. Но и очередной "праздник святого Йоргена" тоже не состоится: финал картины прозвучит суровым приговором религиозному сознанию, которое всегда в той или иной мере - суицид. Необычной, даже вызывающей выглядит структура фильма: он разбит на 14 глав, повторяющих этапы пути Христа на Голгофу, и это 14 кадров, где камера неподвижна и нет монтажа - зато внутрикадровое действие и диалоги полны высоковольтного напряжения. Великолепный образец утонченно интеллектуального кино.

Но, надо признать, что ни один из увиденных нами фильмов и близко не подошел к главному, по мнению многих критиков, лидеру конкурса - докудраме "Отрочество" Ричарда Линклейтера. Это не просто хороший фильм, но и - редкий ныне случай - важный вклад в опыт мирового кино, новый вид творческого союза игровой основы с воплощением, близким документальному. Линклейтера давно интересуют кинематографические эксперименты со временем: в его картинах время то равно реальному, то, наоборот, предстает спрессованным, стремительно мчащимся - когда действие фильма и сам съемочный процесс разрываются реально пролетевшими годами. Его постоянный актер Итан Хоук уже играл в другом громком проекте Ликлейтера - трехчастном фильме "Перед восходом" - "Перед закатом" - "Перед полуночью", где каждая часть снималась с разрывом в девять лет. В "Отрочестве" режиссер довел метод до совершенства, и кино обрело практически новый и, думаю, еще не раскрывший все свои возможности инструмент исследования человеческой природы.


Кадр из фильма "Макондо". Фото:Предоставлено дирекцией Берлинале.

То, что это важное событие в киномире, стало ясно уже на пресс-просмотре, завершившемся ликованием зала. Журналисты ринулись на пресс-конференцию съемочной группы, и обычно полупустой пресс-зал мгновенно заполнился до отказа, группу встретили шквалом оваций. Вот так же несколько лет назад взорвал сонную рябь фестиваля наш фильм "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского, - такие счастливые события на Берлинале, увы, все еще редкость. Если независимая малобюджетная картина Линклейтера станет главным лауреатом Берлинале - это будет некоторый реванш американского кино в Берлине: оно здесь не побеждало с 2000 года, когда Золотого медведя получил фильм Пола Томаса Андерсона "Магнолия".

Из трех китайских конкурсных фильмов здешняя пресса отдает предпочтение "Черному углю, тонкому льду" - триллеру о преступной группировке, орудующей в китайской индустриальной провинции. Ему даже сулят какой-то из призов.

Самые последние дни фестиваля не принесли особых прорывов. Прошел дебютный фильм австрийского режиссера, иранки по происхождению Судабех Мортезаи "Макондо" - так называется лагерь для беженцев из Восточной Европы на окраине Вены. Снятая в документальном стиле драма продолжает одну из сквозных тем нынешнего Берлинале - судьбы детей в распадающемся мире. Одиннадцатилетний Рамазан, потеряв отца в Чечне, вместе с матерью и сестрами пытается спастись от войны на чужбине. Чужое здесь ощущается на каждом шагу, и фильм задуман как бы антитезой расхожему в Европе тезису о необходимости для беженцев интегрироваться в новом культурном пространстве. Так как другого пути не дано, антитеза кажется эмоциональной, но неубедительной.

Не изменил ситуацию в конкурсе и фильм ветерана японского кино 83-летнего Ёдзи Ямады "Маленький домик". Сюжет связан с записками умершей одинокой тетушки, где она вспоминает свою долгую, полную страстей жизнь, и фильм весь состоит из флэшбеков, возвращая зрителей то во времена до Второй мировой войны, то в 60-е годы.

В эти последние дни фестиваля был вручен почетный Золотой медведь за выдающийся вклад в киноискусство. Выбор лауреата типичен для политизированного Берлинале: это британский режиссер Кен Лоуч, неутомимый борец с империализмом, неоднократный участник и призер Берлинале. Его всегда привлекала социальная проблематика, его излюбленный стиль - "документальная драма", а его конек - драматичные взаимоотношения Великобритании с Ирландией, причем он всегда был на стороне, по его мнению, угнетенных. Его политически страстные "послания" касаются болевых точек общества и, как правило, находят много идейных противников: "это как пытаться включиться в спор, располагая всего одним слабым голосом - он тонет в общем гвалте", - сетовал Лоуч на церемонии своего награждения. 77-летнему мастеру аудитория устроила стоячую овацию. Год назад он сообщил о намерении оставить кино, хотя и признался, что "кино не так легко бросить".


Кадр из фильма "Маленький дом". Фото:Предоставлено дирекцией Берлинале

Российское кино на этот раз участвовало только в детском конкурсе Generation Plus - с 15-минутной анимацией "Мой личный лось" Леонида Шмелькова. Она получила Спецприз жюри и денежную премию в 2500 евро. Хрустальный медведь присужден австралийской картине "52 вторника". Беспрецедентное отсутствие нашего кино в главных программах было демонстративно компенсировано открывшимся в эти дни мини-фестивалем в кинотеатре "Крокодил". Он организован, явно в пику Берлинале, берлинской компанией Rusfilm и показывает "Дом, милый дом" Александра Басова, "Роль" Константина Лопушанского, коллекцию мультиков Константина Бронзита, последний фильм Алексея Балабанова "Я тоже хочу" и сразу два "Чапаева" - классический братьев Васильевых и постмодернистский 2013 года, где Виктор Тихомиров импровизирует на темы национальной легенды.

Только что стали известны обладатели призов, присуждаемых независимыми жюри и общественными организациями. В конкурсе короткометражных фильмов победила 18-минутная, снятая на 16-мм пленку драма американского режиссера Дастина Гая Дефа "Человек человеку" - о поисках путей друг к другу. 24-минутная игровая картина Габриэля Абрантеса "Тапробана" названа в качестве номинанта на Европейскую кинопремию (европейский аналог "Оскара"). "Тапробана" (древнее название Шри Ланка) - живописная игровая зарисовка из жизни на этом острове в XVI веке, когда человек был еще в гармонии с природой.

Приз Экуменического жюри завоевали фильмы "Крестный путь" и "71" в главном конкурсе, "Кальвари" Джона Майкла Макдонаха и "Триптих" Робера Лепажа и Педро Пиреса в программе "Панорама", "Дома" Атанасиоса Караниколаса - в "Форуме" . Призы Гильдии немецкого артхаусного кино и читательского жюри газеты Berliner Morgenpost получила картина Ричарда Линклейтера "Отрочество"; читатели же газеты Tagesspiegel предпочли словацкий политический фильм "Вельветовые террористы" Ивана Острочовского, Павола Пекарчика и Петера Керекеша.

До вручения наград главного жюри 64-го Берлинале остаются считанные часы. О его результатах сайт "РГ" сообщит в онлайн-режиме.