Ректоры предлагают учитывать в мониторинге эффективности вузов число молодых преподавателей до 36 лет и считать олимпиадников, которых подготовили выпускники педвузов.
Минобрнауки получило распоряжение от правительства России совершенствовать мониторинг вузов. В том числе - уточнить показатели, которые характеризуют трудоустройство. Российский Союз ректоров считает, что надо учитывать не тех, кто стоит на бирже труда, а тех, кто делает хорошую карьеру и платит налоги в бюджет.
РСР предлагает расширить число критериев мониторинга эффективности вузов в 2014 году. Напомним, в прошлом году мониторинг уже изменился - все вузы были поделены на несколько больших групп, а в показателях появился критерий трудоустройства. Но ректоры считают, что критериев должно быть еще больше.
- Это нужно, чтобы сохранить уникальность вузов различной отраслевой направленности. Наше высшее образование изначально построено по отраслевому принципу. Поэтому следует вводить специальные критерии. Сегодня так оцениваются вузы культуры и искусства, медицины, сельского хозяйства. Надо идти дальше и в будущем в отдельные отраслевые группы следует выделить вузы инженерно-технической направленности, а также педагогического профиля, - рассказала " РГ" генеральный секретарь РСР Ольга Каширина.
По мнению ректоров, при оценивании педвузов, можно, к примеру, учитывать число подготовленных выпускниками победителей и призеров олимпиад или долю выпускников, работающих в образовательных организациях других регионов, в том числе - на селе.
- Для инженерно-технических вузов можно применить такие критерии как доля выпускников, работающих на госпредприятиях и реализующих приоритетные для страны направления развития науки и технологий, а также доля НИОКР, выполняемых вузами по заказу госпредприятий, - продолжает Каширина.
Что касается показателя трудоустройства, который сейчас будет дорабатываться, РСР отмечает: он вызывает много нареканий. По мнению Ольги Кашириной надо оценивать карьерную динамику выпускников, опираясь на показатели их вклада в государственный бюджет - через анализ налоговых отчислений.
- Еще необходимо включить в методологию мониторинга критерий, характеризующий эффективность выполнения вузами программ развития. Ведь у программ есть четкие индикативные показатели, - говорит Ольга Каширина.
В Минобрнауки предлагают считать количество преподавателей с учеными степенями. Их должно быть не меньше 70 процентов. С этим готовы поспорить многие ректоры. Столь высокий процент может привести к искусственному ограничению приема на работу молодых преподавателей и аспирантов, которые пока не имеют ученой степени.
- Мы предлагаем снизить этот показатель и, наряду с ним учитывать долю тех, кто имеет ученую степень, звание или степень PhD зарубежного вуза, а также долю преподавателей моложе 36 лет, - предлагает Ольга Каширина.