17.02.2014 23:45
    Поделиться

    В ближайшие пять лет нашему экспорту не удастся слезть с нефтяной иглы

    Минэкономразвития отказалось от планов по форсированию экспорта неэнергетических товаров. Минеральное сырье будет господствовать в списке товаров, продаваемых Россией в страны ближнего и дальнего зарубежья, в течение как минимум ближайших пяти лет.

    Такие выводы делают эксперты "РГ" из проекта новой редакции государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности", подготовленного минэкономразвития.

    Один из главных индикаторов развития нашей экономики - доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров - в течение трех лет, включая нынешний, останется без изменения, а в 2017-2018 годах подрастет только на одну десятую процента, до 4,9 в ценах 2011 года. Удельный вес машинотехнического экспорта в торговле со странами СНГ, где позиции отечественной промышленности традиционно сильны, также останется почти неизменным: 13,9 процента в 2014 году и 15,5 процента в 2018 году вместо предполагавшихся ранее 22.

    Соответственно, снизился прогноз и по темпам роста вывоза несырьевых товаров. По сравнению с 2011 годом в этом году они будут на 16 процентов меньше, чем ожидалось весной прошлого года, а к 2018 году они составят не 58 процентов, как предполагалось ранее, а только 20 процентов.

    70 процентов российского экспорта составляют топливно-энергетические товары

    Очевидно, что разработчики исходят из низкой конъюнктуры внешних рынков и консервативного взгляда на экспортный потенциал России, считает Александр Пахомов, научный сотрудник Центра исследований международной торговли Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Реальных ресурсов, чтобы резко нарастить машинотехнический экспорт, у страны сейчас нет. При этом надо учитывать, что как минимум половину этой статьи вывоза составляют поставки военной техники и продукции двойного назначения, продолжает эксперт.

    Российская промышленная продукция на внешних рынках испытывает все большее давление со стороны новых поставщиков из стран Азии, прежде всего Китая, а также Восточной Европы. Если относительно невысокое качество азиатских низкотехнологичных товаров компенсируется их дешевизной за счет низкой стоимости рабочей силы, то продукция среднетехнологичного уровня из стран Восточной Европы относительно качественная и по ценам сопоставима с российской. Все это сужает нишу для нашего несырьевого экспорта.

    С другой стороны, в России так и не заработали эффективно финансовые инструменты государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности - кредитование, страхование и гарантии. Они существуют в стране уже более 10 лет, но доступ к ним слишком затруднен в силу длительности процедур и сложности предоставления документации. Реально воспользоваться этими инструментами могут только крупные компании. Поэтому, делает вывод Александр Пахомов, можно говорить о том, что поддержка промышленного экспорта остается невостребованной. В частности, получение целевого кредита под экспортную продукцию занимает фактически около года, в то время как у наших конкурентов - два или три месяца. Даже поставки за рубеж такого флагмана высокотехнологичного экспорта, как лайнеры Superjet, в прошлом году требовали тесного взаимодействия как минимум четырех ведомств и госкорпораций.

    Только создав комплексную систему поддержки экспорта, включая универсальную линейку финансовых продуктов, доступных среднему и малому бизнесу, можно будет рассчитывать на заметный рост несырьевого экспорта из России. Но, помимо машин и оборудования, надо стимулировать экспорт услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также вывоз предпринимательского капитала, уверен Александр Пахомов. Потому что не весь отток капитала вреден - через приобретение активов за рубежом отечественный бизнес получает доступ к передовым технологиям и опыту управления.

    Поделиться