17.02.2014 17:30
Поделиться

В Перми прошла премьера фильма "Золото" с Сергеем Безруковым

В Перми прошла премьера фильма "Золото", снятого по роману Дмитрия Мамина-Сибиряка "Дикое счастье". Главные роли в картине сыграли Сергей Безруков и не часто снимающаяся ныне Ирина Скобцева.

Урал, 1872 год. Знать не знал мелкий лавочник Гордей Брагин (Безруков), вступаясь за побитого бродягу на дороге, что спасает собственного… брата (Евгений Ганелин), сбежавшего из дому еще мальчишкой. Отблагодарил его за спасение брат, правда, своеобразно: во-первых, навесил на Гордея неоплаченных кредитов на девять тысяч рублей, во-вторых, так и не открыл золотой жилы, которую нашел. Умирая и лишь потому выпустив из ослабевших рук самородок, прохрипел: "Я гибельным путем ходил. Брату того не желаю".

Гордей сам нашел ту жилу. И знал, что жизнь его от этого, конечно, изменится, только не думал, как. Не ведал, что открывает пасть золотого тельца, чтобы с охотой забраться в его чрево, а тот пожрет его семью и сам Гордей в него переродится. Сергей Безруков с присущим ему даром перевоплощения показывает постепенное перерождение своего персонажа. В начале фильма семья Брагина прикидывает, сколько стоит корова. В кульминационной сцене Брагин, уже потерявший маленького сына, ест золотой песок на завтрак и подсчитывает, сколько коров он съел в этот момент. Мороз по коже…

Пермской публике явилась история Великого Гэтсби на российский манер - жизнь человека, выбившегося из грязи в князи и не ставшего от этого счастливым. С тою разницей, что герою Ди Каприо его шальное богатство досталось даром и он им не очень-то дорожил. Герой Безрукова разбогател все же честным трудом, но Сибиряк и за ним режиссер Андрей Мармонтов все равно показывают, что владение и таким богатством гибельно. Гэтсби страдал от неразделенной любви и лишь на этом терял рассудок, в остальном оставаясь здравомыслящим человеком. У Брагина была семья к моменту его фарта, и он ее не бросил, но это ни его не уберегло от пожирания золотым тельцом, ни семьи не спасло - перерождение оказалось неминуемым.

Мамин-Сибиряк, писавший свои произведения на богатом жизненном материале уральской горнопромышленной среды, был реалистом и не очень уповал, например, на духовное возрождение путем веры. Брагин вот при всех фатальных сдвигах психики не забывал корней, жил в отцовом доме, жертвовал на церковь, - а потом спросил с батюшки подробного отчета о стройматериалах.

Конец и в Америке двадцатых годов, и в России конца XIX века оказывается трагическим. У кого ужаснее, судить зрителю.

- И у Мамина-Сибиряка, и у нашего современника Алексея Иванова по страницам рассыпано слово "фарт", - комментирует пермский краевед Владимир Ивашкевич. - Так называется дикое везение. Но фарт - это не просто счастливый случай. Это особое умение "зауральских". Чтобы привлечь удачу, надобно упрямство и терпение. Мыть, мыть и мыть породу ради вожделенного самородка. Но это еще не все. Важно не только поймать удачу, но и знать, как ею воспользоваться. Найдя слиток, еще более важно составить расчетливый бизнес-план, обеспечить, по-современному говоря, промоушн и - не тронуться при всем этом умом...

Фильм, снятый некогда мощной, но полузабытой в современной России Свердловской киностудией, задержался. Очень долго шел постпродакшн по завершении съемочного периода.

Для пермяков "Золото" продолжило ряд картин, подтвердивших неожиданное шутливое звание Перми как "кинематографической столицы". За последние годы в Перми и крае были сняты "Географ глобус пропил", получивший недавно трех "Золотых орлов", частично "Елки-3", картина греческого режиссера Тео Ангелопулоса "Пыль времени", "Пермь. Признание в любви" - альманах киноновелл по образу "Париж/Москва/Нью-Йорк, я люблю тебя!" и другие картины.

Сцены для "Золота" снимали в Кунгуре. Кунгурские сцены ставились еще в 2008 году. Местные жители, которых привлекли в массовку, поначалу не поняли, что рядом с ними сам Сергей Безруков: для тех съемок актер отпустил бороду и отрастил волосы. Средь общих трогательных актерских работ выделяется образ матери Брагина, созданный нечасто появляющейся на экране Ириной Скобцевой. Ее героиня пытается сдерживать порывы неумеренного Брагина, но зритель понимает, что вирус золотой лихорадки, заразивший Гордея, попал на подготовленную почву...

Режиссер, продюсер и сценарист - сорокасемилетний Андрей Мармонтов - был наиболее известен благодаря сериалам "Даша Васильева. Любительница частного сыска" и "Джентльмен сыска Иван Подушкин".

Кстати

Чтобы снять сцены сногсшибательных развлечений уральских миллионщиков, отмечавших рождество летом и для того посыпавших дорогу мукой, на старинной кунгурской улице, в современности носящей название Советской, рассыпали двенадцать тонн крахмала. По этому "искусственному снегу" в солнечный день и ездили сани нуворишей.

Из предыдущих экранизаций произведений Мамина-Сибиряка наиболее заметны "Приваловские миллионы" (1972).

Для пермяков писатель - земляк: в 1868-1871 годах молодой Дмитрий Наркисович учился в Пермской духовной семинарии.

На Соборной площади Перми у стен этого бывшего учебного заведения стоит бюст писателя работы скульптора Анатолия Уральского.