Новости

18.02.2014 00:41
Рубрика: Экономика

Столица ждет инвестиций

Проект Инвестиционной стратегии Москвы до 2025 года представлен для всестороннего общественного обсуждения органам исполнительной власти, экспертам и представителям бизнес-сообщества.

- Зачем вообще нужна Инвестиционная стратегия городу?

Максим Решетников, министр правительства, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы: Совершенно очевидно, что уровень инвестиционной активности в Москве достаточно высок: в городе строятся жилье, офисы, торговые помещения, развивается транспортная инфраструктура.

Вместе с тем, мы обратили внимание, что высокий уровень инвестиций в основной капитал города не соответствует положению Москвы в ряде международных рейтингов. А ведь рейтинговые показатели отражают то, как транснациональные компании выбирают место для инвестиций. Налицо разрыв между тем, как нас оценивают извне, и той активностью, которая есть.

Ответ на вопрос, почему так происходит, кроется в структуре инвестиций, в понимании того, что за инвестиции приходят в город. Западные исследователи выделяют три группы инвестиций, по каждой из которых перед городом стоят свои задачи.

Первая - неоспоримые или неконкурентные, т.е. движимые спросом инвестиции, которые пришли бы в мегаполис, что называется, "при любом развитии событий". На этот сегмент у нас приходится 60% инвестиций, и именно они определяют высокую инвестиционную активность. Строительство жилья, торговых и офисных центров - очень привлекательные сегменты в любом мировом мегаполисе, и Москва здесь не исключение. В то же время, конкурировать за эти инвестиции мы намерены, строго учитывая градостроительные интересы города и минимизируя дополнительные бюджетные затраты. Так, скажем, мы посчитали, что строительство 1 кв. м метра жилья приводит к дополнительным расходам по созданию транспортной и социальной инфраструктуры примерно в 24 тыс. рублей, которые, как правило, приходится выделять из бюджета. Причем дальнейшее уплотнение застройки может увеличивать эту сумму геометрически. Поэтому наша задача - гармонизировать поток таких инвестиций, минимизировать дополнительные затраты, максимально учитывая интересы москвичей и градостроительные приоритеты города.

Вторая, самая важная для нас группа - оспоримые или конкурентные инвестиции. Это инвестиции в основные фонды, в научные центры, высокотехнологичные производства. Именно эти вложения создают высокооплачиваемые рабочие места, обеспечивают долгосрочную и стабильную экономическую базу развития города.

Сегодня доля оспоримых инвестиций в общем объеме инвестиций города - всего 15%. Международные рейтинги как раз и оценивают условия для привлечения именно таких инвестиций.

Увеличение доли оспоримых инвестиций в два раза за десять лет (до 30%) - это цель инвестстратегии. А создание условий для их привлечения - основной вызов, стоящий перед городом.

- Говоря о потребности города в конкурентных инвестициях, вы делаете акцент на привлечении иностранных или российских инвесторов?

Решетников: Реализация проектов, заложенных в Стратегии, должна создать условия для прихода в Москву как ведущих мировых корпораций, так и для предотвращения оттока российского бизнеса за рубеж. Не секрет, что в современном глобализованном мире крупные российские компании точно так же выбирают, где им разместить свои инжиниринговые центры, штаб-квартиры, производства, бэк- и фронт-офисы, центры разработки - в Москве, Минске, Киеве, Варшаве, Праге, Берлине, - ориентируясь на те же самые факторы. Как только компания достигает определенного масштаба, за нее начинают конкурировать все мировые столицы, и мы должны быть готовы к этой ситуации.

- Третья группа инвестиций?

Решетников: Это инфраструктурные, как правило, бюджетные инвестиции, которые направляются на формирование комфортной городской среды. В структуре инвестиций столицы это четверть от общего объема.

Конечно, возможности вкладывать средства в инфраструктуру за счет бюджета в Москве существенны и превосходят возможности не только других российских регионов, но и многих мировых столиц. Но мы понимаем, что удовлетворить все потребности, ликвидировать накопленное в предыдущие десятилетия недоинвестирование в транспортной и социальной сфере за короткий срок невозможно. Поэтому необходимо привлекать частные инвестиции, в том числе и для оптимизации бюджетных расходов. Такой опыт уже есть. Яркие примеры, которые сейчас активно обсуждаются, это концессия по 63-й городской больнице, проект строительства Северного дублера Кутузовского проспекта, реализуемые контракты жизненного цикла на поставку подвижного состава.

- На какой опыт опирается Москва?

Решетников: При разработке Стратегии мы ориентировались на лучшую мировую практику, на стандарты, которые используются мировыми корпорациями при выборе места для размещения штаб-квартир, производственных и инжиниринговых центров.

Мы взяли за основу систему оценки инвестиционной привлекательности городов, которую применяют крупнейшие мировые корпорации, когда хотят выбрать место для размещения производства, штаб-квартиры. Эта система факторов охватывает практически все значимые для ведения бизнеса аспекты - и возможности, издержки, риски, стоимость инфраструктуры и т.д. По сути, это взгляд на город глазами инвесторов, через призму их критериев принятия решений.

Такой подход существенно обогатил наше понимание задач развития. С одной стороны, инвестиционная стратегия - это не революция, не новое "открытие" в экономической политике города. Она вобрала все то, что делалось в этой сфере на протяжении последних трех лет. Но взгляд глазами инвесторов, "примерка" самых жестких требований поставили новые задачи, выявили необходимость усилить ряд направлений.

- Что конкретно может сделать город для улучшения инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности?

Решетников: В Стратегии представлена система конкретных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Москвы и расширение возможностей для ведения бизнеса в столице. Это, например, упрощение административных процедур, поддержка и развитие новых секторов для бизнеса (наукоемкая и высокоточная промышленность, ИТ, микробиология, микроэлектроника и др.), вовлечение в хозяйственный оборот неэффективно используемых объектов городской собственности, мероприятия налоговой и тарифной политики, а также развитие добросовестной конкуренции.

Но надо понимать, что не все зависит от города. Когда мы оценили факторы, определяющие инвестиционную привлекательность, то оказалось, что только на треть из них город влияет напрямую. Остальное - факторы "национальной юрисдикции", т.е. вопросы, зависящие от решений, принимаемых на федеральном уровне: система налогообложения, таможенные правила, системы защиты прав собственности и интеллектуальных прав, валютный контроль, техническое регулирование и т.д.

Поэтому мы, безусловно, продолжим взаимодействие с коллегами на федеральном уровне, в федеральных министерствах. У нас всех есть четкое понимание, что инвестиционный климат в Москве - это очень важный фактор инвестиционного климата страны в целом и предмет нашей совместной работы.

- Существуют ли отраслевые приоритеты развития города?

Решетников: Приоритетные направления нужно рассматривать как ориентиры. Это социальная сфера (здравоохранение и образование), вопросы развития городской среды, транспортная инфраструктура города, а также приоритеты, связанные с развитием новых технологий, инновационного производства, находящиеся в фокусе нашей промышленной политики.

Но невозможно зафиксировать приоритеты на 10 лет вперед с точностью до предприятия или определенного продукта. Инвестиционная стратегия должна быть живым инструментом, отражающим реальные потребности, гибкой и открытой к изменениям.

- Можете привести примеры проектов, в которых инвесторы принимают или могут принять участие?

Решетников: Есть много крупных проектов, они, что называется, на слуху. Объявлен конкурс на освоение промышленной зоны завода "ЗИЛ", крупные конкурсы, связанные с закупкой подвижного состава нового поколения для московского метрополитена. Я уже отмечал проект по Северному дублеру Кутузовского проспекта; в ближайшее время, надеюсь, объявим конкурс.

Отдельные направления - развитие "новой" Москвы, расширение практики работы наших технополисов и технопарков. Значимый проект на ближайшие десятилетия - развитие всей зоны, прилегающей к малому кольцу Московской кольцевой железной дороги, в том числе строительство транспортно-пересадочных узлов.

Это наиболее крупные проекты. Однако обращаю внимание, что Инвестиционная стратегия в равной мере распространяется также и на представителей малого бизнеса. Так, мы выставляем большое количество участков на земельные аукционы, в том числе и под строительство социальных объектов, реализуем программу "Доктор рядом", по которой предлагаем большой объем помещений в аренду под размещение частных врачей, привлекаем частных инвесторов к реализации проектов в сфере дошкольного образования. Со всем перечнем объектов уже в самое ближайшее время можно будет ознакомиться на Инвестпортале города.

Качественный рост и достойная конкуренция с другими мировыми городами смогут быть достигнуты только в рамках активного государственно-частного партнерства. Есть исследования, которые показывают, что восприятие инвестиционного климата города западными компаниями, уже присутствующими здесь, намного позитивнее, чем приводимые в рейтингах показатели, а значит, у нас есть гигантский потенциал для роста.

Убежден, что мы должны давать возможности не только начинающему бизнесу, но и компаниям, крепко стоящим на ногах. Только так мы обеспечим стабильное развитие, переход бизнеса от малого к среднему, от среднего к крупному. И здесь совершенно очевидно, что, именно поддерживая сильных, мы способны достичь результата, усилить конкурентные преимущества города и реализовывать самые амбициозные задачи.

Многое зависит в том числе и от активной позиции участников, вовлеченных в процесс. Практика показывает, что когда бизнес четко формулирует стоящие перед ним проблемы, мы всегда можем выйти на устраивающие всех решения.

Особенно мы рассчитываем на участие в обсуждении и реализации Стратегии представителей того бизнеса, который изначально находился в стороне от активного взаимодействия с властью, не участвовал в программах городского заказа.

С 1 сентября открыта подписка
На первое полугодие 2017 года
Скидка до
Действует при подписке
на сайте или в редакции
15%