В Ростовских электричках сохранили льготы

На Дону планируют увеличить объем финансирования расходов на перевозки пассажиров пригородного железнодорожного транспорта до 248 миллионов рублей, что на 13 миллионов больше, чем ранее. В эту сумму входит возмещение проезда региональных льготников, а также сохранение льгот для школьников и студентов, которые добираются до места учебы и обратно. По словам губернатора региона Василия Голубева, снижения субсидирования из регионального бюджета не произойдет с учетом важности для населения пригородного железнодорожного сообщения.

Напомним, что Ростовская область попала в список 12 регионов, в которых в конце нынешней зимы планировалось сократить число пригородных поездов. Это касается более полусотни электричек, что составляет почти половину от всего количества электропоездов, курсирующих в регионе.

Главной причиной "железного ультиматума" стали растущие из года в год долги перед железнодорожниками, которые перевозят массу льготников, начиная от школьников - студентов и заканчивая старушками. Для железной дороги эти перевозки составляют так называемые выпадающие доходы.

В открытом акционерном обществе Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания корреспонденту "РГ" рассказали, что недофинансирование субъектами РФ выпадающих доходов перевозчику и отсутствие механизма возмещения убытков нерентабельного направления привело к критической ситуации в отрасли. Если раньше убыточные пассажирские перевозки субсидировались за счет грузовых, то теперь дотации должны производиться за счет региональных бюджетов.

Что касается тарифов, они меняются регулярно. По словам заместителя генерального директора пассажирской компании Владимира Востраилова, постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области с 10 января этого года стоимость проезда в поездах пригородного сообщения на территории региона выросла на полтора рубля и составляет теперь 12 рублей за одну зону (10 километров). Перед этим повышение было год назад на 50 копеек. На таких популярных направлениях, как Ростов-Азов, проезд на электричке теперь составит 36 рублей, до Батайска - 24 рубля, Таганрога - 96 рублей.

- Однако власти ряда регионов Северного Кавказа, а также Ростовской области в своем бюджете на 2014 год не предусмотрели необходимой суммы для компенсации расходов на пригородные пассажирские перевозки, - высказывает свою точку зрения представитель управления СКЖД. - Такое положение привело к недофинансированию всей технологической цепочки пригородных перевозок. При отсутствии необходимой поддержки из региональных бюджетов накапливается задолженность пригородной компании перед железной дорогой, компания не может рассчитываться по своим обязательствам за аренду и ремонт подвижного состава, оплачивать заработную плату машинистам локомотивных бригад.

По убеждению железнодорожников, выход из создавшейся ситуации для региональных властей может быть в исполнении своих обязанностей по организации пригородных перевозок. По данным управления СКЖД, Ростовская область задолжала компании-перевозчику 86 миллионов рублей за 2013 год и 82 миллиона рублей за 2012 год выпадающих доходов от регулирования тарифов за проезд.

Власти региона до сих пор не рассчитались за перевозку учащихся, а это 35 миллионов рублей, и не заключили с компанией договор на 2014 год (40 миллионов рублей). Сейчас по этим вопросам ведутся переговоры.

Комментарий

Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)

Главные проблемы системы пригородного сообщения - это отсутствие долгосрочного госфинансирования, несогласованность транспортной политики в регионах. Без достаточных вливаний из федерального и региональных бюджетов не сможет обновляться подвижной состав, улучшаться качество услуг пригородных пассажирских компаний. Основным выходом из сложившейся ситуации является определение государственного финансирования пригородных пассажирских перевозок, причем финансирования долгосрочного и целевого.