Количество участников рынка постоянно увеличивается, а это значит, что будет расширяться и спектр доступных услуг. Официальные дилерские центры продолжают привлекать клиентов обеспечением максимального комфорта и кроме качественного ремонта и обслуживания предоставляют оперативное онлайн-информирование. Из оповещения клиент узнает о приближении момента прохождения ТО, о ходе проводимого ремонта автомобиля или о новостях и спецпредложениях дилерского центра.
В целом российский рынок автомастерских разделен на три сегмента. К первому относятся дилерские центры (25%), сотрудничающие с производителями напрямую и имеющие в штате сертифицированных специалистов. Гарантийное обслуживание предполагает регулярное посещение сервисного центра для проведения профилактики и, если потребуется, ремонтных работ как автомобиля в целом, так и его отдельных запчастей. Цена услуг авторизированных центров выше, чем в независимых или частных мастерских. Средний оборот одного автосервисного центра около 140-150 тыс. долларов в месяц.
Второй и третий сегменты - неавторизированные автосервисы (60%) и индивидуальные мастерские (15%). Популярность независимых СТО объясняется достаточно просто - они предлагают своим клиентам гибкую ценовую политику, но даже при таком раскладе средний оборот частного автосервиса составляет порядка 40-50 тыс. долларов в месяц. Индивидуальные мастерские - "гаражный формат" - не могут гарантировать наличия необходимых деталей и оборудования и не всегда отличаются высоким качеством услуг, но привлекают автолюбителей низкой стоимостью работ. Ежемесячный доход частных специалистов достигает 8-10 тыс. долларов.
В Европе активное развитие получили PitStop сервисные станции, интегрированные, к примеру, в моечные и заправочные комплексы. Это достаточно удобный и современный формат, который позволяет автолюбителю получить сервисные услуги, что называется, "не отходя от кассы". Любопытно, получит ли он развитие в России? Емкость и структура рынка позволяют внедрить конкурирующий с традиционным сервисный концепт.
Если говорить о прогнозах, то ожидается, что и в авторизированных, и в неавторизированных автомастерских предвидится сокращение оборотов: потребитель привыкает к качеству, удобству и готов за него платить. Рынок независимых автосервисов в России может развиваться по нескольким сценариям. Наименее затратный - сервисы по-прежнему будут одиночными и продолжат работать в таком же режиме, как и сейчас. Второй вариант - несколько компаний объединятся в одну сеть: этот вариант будет наиболее выгоден в небольших городах, где не представлены крупные автомобильные бренды. Еще один вариант - переход на франчайзинговые схемы: этот метод подойдет для относительно крупных городов, где есть клиенты, которые могут себе позволить ремонтировать авто не у частного мастера. Однако, как правило, частные мастерские не выдерживают конкуренции с авторизированными сервисными центрами.
Хочется обратить внимание на доверие потребителей к авторемонтным мастерским. Так, по имеющимся данным, часть автомобилистов не доверяют работе даже официальных сервисов. При этом, что неудивительно, большинство из них владельцы изделий отечественного автопрома, иномарок, собираемых на территории РФ, и машин китайской сборки. Среди них сомнения относительно качества предоставляемых услуг возникают у каждого второго опрошенного. По иномаркам премиального сегмента ситуация следующая: более 60% клиентов доверяют работе сервисных мастерских официальных дилерских центров. Если говорить о том, чего же именно боятся автомобилисты при обращении в автосервис, то первое место среди опасений занимает навязывание дополнительных дорогостоящих работ (около половины опрошенных). На втором месте - страх передать свою машину неопытному или некомпетентному мастеру (35%). Тройку страхов завершает боязнь использования некачественных запчастей (15%).
Исходя из предпочтений потребителей можно смело давать прогнозы, что количество специализированных авторемонтных центров, имеющих лицензию и готовых нести ответственность за проделанную работу, в 2014 году будет продолжать увеличиваться не только в Центральном регионе, но и на территории всей страны. Это связано с тем, что автолюбителей в первую очередь интересует вопрос качества, а не цены, что заставляет их все чаще обращаться в дилерские центры и отказываться от кустарных мастерских.
Что же в итоге ждет авторизированные и неавторизированные автомастерские в 2014 году? В первую очередь продолжение борьбы за клиента. Для потребителя это обернется качественным повышением уровня сервиса, увеличением количества специальных акций и дисконтных программ, благодаря которым снизится стоимость услуг. Рост количества автомобилей на душу населения неизбежно скажется на увеличении числа ДТП, соответственно, расти будут и объемы восстановительных работ; вырастет число заявок на установку дополнительного оборудования, обеспечивающего повышенный комфорт водителю и пассажирам. Дефицит кадров - профессиональных мастеров, слесарей, рихтовщиков и диагностов - будет ощущаться все острее, что скажется на росте предлагаемых зарплат.
Если проанализировать суммарный доход автосервисных центров России, то очевидным становится его незначительный, но вполне стабильный рост. Связано это в первую очередь с постоянным увеличением объемов работ. Так, разница между показателями 2012 и 2013 года составляет 3%, равно как и разница между ценами на автомобили за тот же период. Из этого следует, что сегодня цена транспортного средства и стоимость его обслуживания пропорциональны и зависят друг от друга, а общая динамика рынка автосервисного обслуживания не превышает средних показателей инфляции. А значит, большинство автолюбителей в 2014 году могут не опасаться за свой кошелек - стоимость ремонта и обслуживания автомобиля, в отличие от штрафов, ОСАГО и прочих сборов, вырастет незначительно.