Правовую базу учета расхода воды и тепла могут поменять

Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." и ряд других нормативных актов, касающихся оборудования жилых домов приборами учета воды и тепла, пора менять. К такому мнению пришли участники конференции "Энергосберегающие технологии в теплоснабжении и водоснабжении".

Согласно закону об энергосбережении сегодня в домах, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года после строительства, реконструкции или капитального ремонта, индивидуальные приборы учета устанавливает застройщик, на дату ввода дома в эксплуатацию. При этом согласно статье 9.16 КоАП предусмотрены санкции за неввод в эксплуатацию, а также за несчитывание показаний в новых домах для ресурсоснабжающей организации. Однако, по мнению главы российского представительства компании Qundis Павла Загродского, эта ответственность сегодня слишком мала - максимальный штраф составляет всего 100 тыс. рублей - что порождает безответственность. Поэтому штрафы надо повышать - как минимум до 300 тыс. рублей. То же касается ответственности ресурсоснабжающих организаций по предоставлению предложений об оснащении приборами. В случае недостаточного информирования об индивидуальных приборах учета сегодня нарушителю правил полагается штраф в 150 тыс. рублей. Что, как считает Павел Загродский, явно недостаточно - штраф должен составлять не менее 300 тыс. рублей. А смешные, по его мнению, 30 тыс. рублей для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, за неполное информирование собственников о возможности установки учетных приборов нужно повысить в 10 раз - до все тех же 300 тыс. руб. Он обратил внимание и на то, что в статьях закона об энергосбережении отсутствуют четко сформулированные требования по установке индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

Павел Загродский заявил "РГБ", что изменения должны касаться статей, определяющих, за чей счет должны ставиться приборы учета, а также порядка их оплаты. По его мнению, закон нужно дополнить перечнем видов учитывающего оборудования индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Требуется дополнение и в правительственное постановление N 306 от 6 мая 2006 года - оно касается наложения санкций в отношении собственников за неустановку индивидуальных приборов учета. В своей нынешней редакции оно определяет, что повышающий коэффициент применяется при наличии технической возможности установки только общедомовых приборов учета. Этого недостаточно - повышающий коэффициент надо применять также при отсутствии индивидуальных приборов или распределителей. Это касается, уточнил он, случаев воспрепятствования проведению обследования, неустранения причин отсутствия технической возможности установки приборов, зависящих от собственника, препятствия установки индивидуальных приборов или распределителей при наличии на то технической возможности. Наконец, требуется изменить приказ минэнерго, касающийся заключения договора на эксплуатацию приборов учета используемых энергоресурсов. Сегодня он может быть заключен только с ресурсоснабжающей организацией.

- Должна быть возможность заключить договор с любым юридическим лицом или ИП, имеющим соответствующие полномочия, - считает Павел Загродский.

Член президиума Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения закона об энергосбережении Игорь Терашкевич согласился, что законы и нормативы, касающиеся аппаратуры учета тепла и воды, надо менять. Например, закон необходимо дополнить определением "Система комплексного учета потребления энергоресурсов". Такой системой, считает он, является совокупность приборов учета потребления горячей и холодной воды, электроэнергии и тепловой энергии с прямым измерением параметров теплоносителя, объединенных в единый автоматизированный комплекс, обеспечивающий индивидуальный поквартирный сбор информации от этих приборов, ее обработку и передачу в центр обработки данных. Также в законе нужно упомянуть, что с 1 января 2015 года многоквартирные дома проектируются и вводятся в эксплуатацию с обязательным оснащением их системами комплексного учета потребления энергоресурсов. Внесение поправок, по мнению Игоря Терашкевича, позволит вести учет потребления энергоресурсов в сфере ЖКХ на основе индивидуального комплексного учета потребленных энергоресурсов. Кроме того, повысится платежная дисциплина в сфере услуг ЖКХ, появятся "прозрачные" отношения в сфере оплаты за энергоносители. "Для того чтобы достичь этих результатов, уже сейчас надо разработать типовой алгоритм мероприятий по организации учета энергоресурсов, - отметил Игорь Терашкевич. - Он должен выполняться на основе систем комплексного учета потребления энергоресурсов после завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых или отремонтированных жилых зданий. Отвечать за внедрение учетных приборов и организацию учета потребления энергоресурсов должны минстрой, минрегион, комитеты Госдумы по энергетике и по вопросам ЖКХ, а также наш профильный научно-экспертный совет".