Новости

19.02.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Опять от меня сбежала

До 31 марта регионы должны найти деньги на электрички
Студентам перестали делать скидку в электричках, число вагонов в пригородных поездах сокращается. Эту патовую ситуацию с региональным видом транспорта, который ежегодно перевозит почти миллиард пассажиров, обсудили вчера на селекторном совещании с субъектами и руководством РЖД в минтрансе.

Пустые перроны уйдут в прошлое - из-за роста долгов регионов многие электрички могут отменить. Фото:РИА Новости / www.ria.ru

Минтранс намерен вернуться к ситуации с пригородом в начале апреля и посмотреть, удалось ли регионам договориться с пригородными компаниями и между собой, отметил министр транспорта Максим Соколов. И решить вопрос о льготном проезде для студентов и школьников во всех субъектах. Уже три региона сейчас: Вологодская, Новгородская и Тверская области планируют вовсе прекратить предоставление льгот учащимся.

Субъектов, которые готовы действительно платить за пассажира, в том числе и льготников, в пригороде - единицы. Острота проблемы нарастает, признал Соколов. Только в январе этого года было снято 55 пригородных поездов, еще 100 - в прошлом году.

В Ставропольском крае, например, уже 12 поездов сокращено и в марте могут последовать очередные отмены. Основные "корректировки" в расписании пришлись как раз на час пик.

За проезд в электричке десяти километров "в сдавленном состоянии" в этом году регион установил тариф в 18,09 рубля. До этого он составлял 13,3 рубля за зону. Перевозчик предлагал установить оплату еще выше - 24,2 рубля за десять километров. В качестве альтернативы отмененным электричкам краевой минтранс выставил на маршруты 9 автобусов. Цена на проезд в этих автобусах заметно ниже, чем в электропоездах - 14,5 рубля за одну зону.

В Бурятии билет подорожал вдвое: с 32 рублей до 61 рубля за десять километров. В 2013 году цена билетов на пригородные поезда в республике повышалась дважды. И была самой высокой в России. Из-за оптимизации электричек 13 тысяч жителей десятка деревень Кабанского района оказались фактически отрезанными от райцентра, Улан-Удэ и друг от друга. Поездка за любой справкой, к врачу, в паспортный стол, в детский сад, в школу-интернат, даже в магазин усложнилась многократно. Маршрутки между населенными пунктами в районе ходят всего три раза в сутки.

В Калининградской области хотя тарифы остались без изменений - на уровне 2013 года, но отменено 29 электричек. Люди жалуются, что движение поездов в курортные города Зеленоградск и Светлогорск стало реже. Но альтернатива электричкам есть: автобусы и микроавтобусы в этом направлении идут через каждые час-полтора, а летом - через каждые полчаса.

Основная проблема связана с тем, что субъектам не хватает ресурсов для полной компенсации перевозок. Хотя пригородные пассажирские компании работают в 72 регионах, а минфин не отказывается помогать им деньгами по этой статье расходов. Но эта поддержка не может быть вечной. У тех субъектов, кто действительно занимается этим видом транспорта вместе с перевозчиками, идет снижение выпадающих доходов.

Зная, что есть выход, правительство как главный акционер железной дороги требует у регионов прекратить возить пассажиров в долг. Увы, негативная тенденция наращивания задолженности перед РЖД существует, отметил Максим Соколов. Долг увеличился уже до 31,5 миллиарда рублей. И в 2014 году дополнительные потери РЖД оценивает еще в 10 миллиардов рублей. Получается, что более десяти миллиардов РЖД добавляет на электрички из своих резервов. А регионы не хотят ни за что платить. Больше ресурсов для этого у железнодорожников нет. Если субъекты оставят все как есть, то жителей регионов-должников будут возить за счет увольнения железнодорожников, прогнозирует статс-секретарь, вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков.

Если не изменить ситуацию, в ряде населенных пунктов пассажиры не смогут догнать последнюю электричку. И не только потому что уровень поддержки из федерального бюджета снижается. В том числе и на компенсацию затрат на пользование инфраструктурой в цене проезда. Если сейчас на это в бюджете заложено 25 миллиардов, вместо необходимых 33 миллиардов рублей, то уже в 2015 году будет только 6 миллиардов рублей, а в 2016 году в рамках текущего бюджета поддержка федерального уровня прекращается. И решений по этому вопросу на данный момент нет, констатировал Соколов.

Если говорить о формировании конкурентной среды для пригородных перевозок в целом по всем видам транспорта, то и на автобусе, и в электричке пассажиры не должны платить за инфраструктуру, считает глава РЖД Владимир Якунин. При этом Максим Соколов поддержал безвозмездность использования железнодорожной инфраструктуры для пассажиров. Иначе пассажиры не смогут себе позволить ездить на электричке ежедневно, так как источников компенсировать инфраструктурную составляющую, кроме как поднимать цену, включая их в стоимость билета, нет.

Более десяти лет в полномочиях регионов уже прописано обеспечение пригородного сообщения, но сегодня только ряд субъектов установили экономически обоснованный тариф. Четыре региона вообще отказались платить за перевозки. Из 29 субъектов, которые установили экономически обоснованный уровень затрат, часть не предусмотрела компенсации для перевозчиков. А другие установили издевательский низкий размер компенсации выпадающих доходов от 2 до 20 процентов от нужного уровня, констатировал Соколов.

До 31 марта все субъекты, где есть пригородное сообщение, должны подписать нормальные контракты на перевозку и завершить процесс тарифного регулирования на 2014 год. Если регионы этого не сделают, то этим займется Федеральная служба по тарифам, которая определит экономически обоснованный тариф для каждого региона. Чтобы не сложилась ситуация 2014 года, когда до сих пор не подписаны соглашения на перевозку пассажиров, Соколов попросил уже сейчас начать подготовку контрактов на 2015 год.

В целом может возникнуть абсурдная ситуация, когда на границе двух регионов пассажиров будут высаживать из одной электрички и пересаживать в другую, где поездка уже будет по другим тарифам, отметил глава РЖД Владимир Якунин.

Регионы

159 электричек могут снять до конца мая с маршрутов только в 12 регионах.

В этом году более 200 электричек могут отменить. Уже 50 снято с маршрута и на очереди еще 159.

Минтранс считает, что одной из причин сокращения поездов стали долги регионов. К концу 2013 года субъекты задолжали уже 31,5 миллиард рублей.

Не желание платить и договариваться с перевозчиками может привести к существенному ограничению пригородного сообщения, сократить локомотивные и ремонтные бригады, поставить на консервацию депо, не говоря уже о планах по обновлению подвижного состава, констатировал глава ведомства Максим Соколов на селекторном совещании по вопросу организации пригородных железнодорожных перевозок пассажиров в этом году.

Из 72 субъектов Российской Федерации, где существует пригородное железнодорожное сообщение, 4 региона отказали в открытии тарифных дел: это Кемеровская, Курская и Тульская области, Чеченская республика, отметил министр.

Среди тех регионов, кто не предусмотрели компенсации перевочикам - 7 субъектов: Республика Бурятия, Ставропольский край, Владимирская, Ростовская, Астраханская, Вологодская и Ленинградская области, сказал Соколов.

На сколько плачевна ситуация в регионах решила проверить и "Российская газета".

Ставропольский край

Значительная часть пригородных перевозок в Ставропольском крае приходится на регион Кавказских Минеральных Вод - пригородные поезда в регионе с прошлого века выполняют роль своего рода наземного метро, соединяя города-курорты в единый мегаполис.

С 10 февраля 2014 года на период февраль-март в Ставропольском крае сокращены 12 поездов (6 пар), из них 10 пар - на КМВ. Дыры в расписании пришлись на часы пик. Всего сейчас в Ставропольском крае осталось 80 пригородных поездов (40 пар) и в марте может последовать следующий этап сокращения, поскольку железнодорожники и власти Ставрополья не нашли общего языка в вопросе компенсации выпадающих доходов за пригородные перевозки. В 2013 году сумма компенсации из краевого бюджета составила 59 млн. рублей, а пожелания компании-перевозчика - 265 млн. рублей. В краевом бюджете на 2014 год из-за дефицита средств компенсация расходов на пригородные пассажирские перевозки вообще не предусмотрена.

С нового года тариф на железнодорожное пригородное сообщение в крае вырос до 18,09 рублей за одну зону (10 км). До этого он составлял 13,3 рубля за зону. При этом компания -перевозчик предлагала установить оплату за 1 зону еще выше - 24.2 рубля. Но региональная тарифная комиссия сочла, что 18 рублей - экономически обоснованный тариф с учетом прибыли перевозчика.

Льготы для школьников, студентов и пенсионеров продолжают действовать. В прошлом году в пригородных поездах по территории края перевезено 6,2 млн. человек из которых 34 процента - льготники.

В качестве альтернативы отмененным электричкам краевой Минтранс выставил на маршруты 9 автобусов, вместимостью 44 места каждый. Цена на проезд в этих автобусах заметно ниже , чем в электропоездах -14,5 рублей за одну зону.

Челябинская область

1. В 2014 году билеты на пригородные поезда в Челябинской области не подорожали. Последнее повышение цен произошло с 1 февраля 2013 года - тогда тариф подрос с 14 рублей за одну зону до 18 рублей.

2. 50-процентные льготы на электрички есть для студентов и школьников в период с 1 сентября по 15 июня, для пенсионеров никаких скидок нет.

3. С 1 января 2014 года в Челябинской области отменены четыре электропоезда на Карталинском направлении. Региональные власти объясняют такое решение "повышенной убыточностью" этих маршрутов. За 2013 год компенсации по этим маршрутам составили 30 миллионов рублей, тогда как на все пригородные поезда из бюджета выделено 100 миллионов рублей. На сегодня маршрутная сеть в регионе насчитывает 57 поездов. Для сравнения: в 2012 году в Челябинской области курсировала 101 электричка.

4. Альтернатива пригородным поездам есть - межмуниципальные автобусы.

5. Стоимость проезда на автобусе и элетричке в целом примерно сопоставима, в некоторых случаях выгоднее передвигаться автомобильным транспортом. Так, к примеру, цена билета на пригородный поезд от Челябинска до Миасса составляет 198 рублей, на автобус - 148 рублей.

Бурятия

В Бурятии стоимость проезда на электричках с 1 января 2014 года выросла вдвое: за поездку на расстояние до 10 километров придется выложить 61 рубль, вместо прошлогодних 32 рублей. Поездка на расстояние до 30 километров будет стоить уже 106 рублей. Длинные перегоны до 200 километров обойдутся пассажирам почти в 600 рублей. Кстати, в 2013 году цена билетов на пригородные поезда в республике повышалась дважды. И была самой высокой в России.

Калининградская область

Льготами на электрички в Бурятии сейчас пользуются только федеральные льготополучатели: участники и инвалиды ВОВ, узники фашистских лагерей, блокадники, инвалиды и т.п. Школьники и студенты в Бурятии с прошлого года вынуждены оплачивать проезд полностью. Правда, учащимся из малоимущих семей проезд все же компенсируют, но постфактум. Платить в кассе за билеты таким пассажирам приходится сполна, потом в течение трех месяцев они с этими билетами могут обратиться в органы соцзащиты, где их обращение рассмотрят и, если статус малоимущего подтвердится, компенсацию выплатят. Что же касается пенсионеров, то льготы им предоставляются по договору с региональным министерством труда на дачный сезон - с 1 апреля по 1 октября. Как уточнили в Байкальской пригородной пассажирской компании, в прошлом году дачники-пенсионеры ездили за полцены. Впрочем, если в этом году компании останется работать в республике, особых проблем с предоставлением льгот пенсионерам, не ожидается.

Сокращение маршрутов началось в Бурятии еще с 2012 года. В прошлом году отменили четыре пригородных поезда - нынче осталось только 18 электричек. Также в конце прошлго года было сокращено движение пригородных поездов на участках Улан-Удэ - Петровский Завод, Мысовая - Выдрино, Мысовая - Улан-Удэ.

Из-за оптимизации электричек 13 тысяч жителей десятка деревень Кабанского района оказались фактически отрезанными от райцентра, Улан-Удэ и друг от друга. Поездка за любой справкой, к врачу, в паспортный стол, в детский сад, в школу-интернат, даже в магазин (а в некоторых деревнях нет даже продуктовых лавок) усложнилась многократно. Маршрутки между населенными пунктами в районе ходят всего три раза в сутки, и, как утверждают местные жители, заполняются уже на первых 2-3 остановках. Кроме того микроавтобусы останавливаются на федеральной трассе, не заезжая в деревни, и пассажирам приходится добираться по неосвещенным проселкам - 1,5-2, а кому-то и 4 километра. Каково школьникам, родителям с маленькими детьми, пожилым людям топать эти километры поздним вечером зимой в мороз по сугробам или в распутицу? Кроме того, поездки на маршрутке небезопасны - дороги разбиты, их плохо чистят, а погодные катаклизмы нередко парализуют движение. В декабре прошлого года из-за снегопада перекрывали трассу в Муйском и Кабанском районах Бурятии.

Однако чиновников это не смущает. В бюджете республики на 2014 год на компенсацию пригородных перевозок не заложено ни копейки. Договор региона с БППК заключен только на два месяца - до конца февраля. Что будет дальше непонятно.

В Калининградской области тарифы на пригородные железнодорожные перевозки остались без изменений - на уровне 2013 года. Сохранены также 50-процентная скидка на билеты школьникам, студентам и ветеранам и 25-процентная - детям от 5 до 7 лет. На территории региона с начала текущего года курсируют 42 пригородных поезда, отменено 29 электричек (39,4 процента к объемам пригородного движения 2013 года).

На новое расписание в Калининградскую пригородную пассажирскую компанию уже поступило 50 жалоб от населения. Люди недовольны главным образом движением поездов в курортные города Зеленоградск и Светлогорск. Но альтернатива электричкам есть: автобусы и микроавтобусы в этом направлении идут через каждые час-полтора, а летом - через каждые полчаса.

Ростовская область

В Ростовской области каждый второй пассажир электрички едет бесплатно

Постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области с 10 января 2014 года тариф на проезд в поездах пригородного сообщения на территории Ростовской области вырос на полтора рубля и составляет теперь 12 рублей за одну зону (10 километров). Перед этим повышение было год назад, на 50 копеек. На таких популярных направлениях как Ростов-Азов проезд на электричке теперь составит 36 рублей, до Батайска - 24 рубля, Таганрога - 96 рублей.

Льготы на проезд существуют всегда. Все федеральные и региональные льготники - инвалиды, ветераны войны, военнослужащие, Герои и депутаты ездят на пригородных поездах бесплатно. Кроме того, по территории области совершенно бесплатно могут пользоваться услугами электротранспорта ветераны труда Ростовской области. С 1 сентября по 15 июня школьники и студенты очных отделений, учащиеся колледжей и техникумов платят за проезд 50 процентов стоимости билета. Все вместе это составляет огромную армию пассажиров, более 50 процентов всех тех, кого перевозят электрички.

Ростовская область попала в список 12 регионов, в которых в конце зимы этого года планируется сократить число пригородных поездов. Уже в первых числах февраля Северо-Кавказская железная дорога объявила об отмене пригородных электропоездов на полигоне магистрали в феврале-марте 2014 года. Речь идет о более полусотне электричек.

Главной причиной стали растущие из года в год долги перед железнодорожниками, которые перевозят массу льготников, начиная от студентов и заканчивая старушками. Для железной дороги эти перевозки составляют так называемые "выпадающие" доходы.

Как пояснили в руководстве компании-перевозчика - управлении СКЖД, согласно новым регламентирующим документам, в обязанности субъектов федерации входит формирование транспортного заказа и установление тарифов за проезд в пригородных поездах. Для обеспечения безубыточности перевозочного процесса предусмотрен механизм бюджетных компенсаций региональными властями убытков, которые несет пригородная компания-перевозчик. но на этот год ОАО РЖД добилось разрешения правительства не оказывать услуги в долг. При утверждении бюджетных параметров на 2014 год правительством РФ было установлено задание полностью взыскать текущие платежи с пригородных пассажирских компаний.

- Однако власти ряда регионов Северного Кавказа, а также Ростовской области в своем бюджете на 2014 год не предусмотрели необходимой суммы для компенсации расходов за пригородные пассажирские перевозки, - заявляет пресс-служба СКЖД. - Такое положение привело к недофинансированию всей технологической цепочки пригородных перевозок. В условиях отсутствия необходимой поддержки из региональных бюджетов накапливается задолженность пригородной компании-перевозчика, она, в свою очередь, не может рассчитываться по своим обязательствам за аренду и ремонт подвижного состава, оплачивать заработную плату машинистам локомотивных бригад.

На данный момент еще ни одной электрички не отменили, поскольку активно идут переговоры правительства Ростовской области с перевозчиком.

Во вторник 18 февраля власти региона заявили, что приложат максимальные усилия сохранить все электрички и планируют увеличить объем финансирования расходов на перевозки пассажиров до 248 миллионов рублей, что на 13 миллионов больше чем в прошлом году.

Есть ли альтернатива электричкам? В Ростовской области по основным направлениям курсируют автобусы и маршрутки. Но стоимость проезда на автомобильном транспорте выше. Кроме того, именно железнодорожный транспорт выручил жителей региона в дни снегопада. Когда все трассы были заметены снегом. А сейчас с минувшей субботы в Ростове навсегда закрыт Ворошиловский мост через Дон - главная автомобильная артерия, соединяющая донскую столицу с южными районами, и многие жители Батайска, Азова, Краснодарского края вынуждены пересесть на электрички. Другой альтернативы, если не считать свой личный автотранспорт, нет.

Комментарий

Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):

- Ни у кого нет сомнений в том, что систему функционирования пригородного комплекса необходимо реформировать, причем как можно скорее. Существует серьезная опасность лишиться пригородного сообщения в ряде регионов страны: Уральском, Сибирском, Дальневосточном и других. Очевидно, что сокращение маршрутов оказывает негативное влияние на транспортную мобильность населения.

Главные проблемы системы пригородного сообщения - это отсутствие долгосрочного госфинансирования, несогласованность транспортной политики в регионах. Без достаточных вливаний из федерального и региональных бюджетов не сможет обновляться подвижной состав, улучшаться качество услуг пригородных пассажирских компаний.

Основным выходом из сложившейся ситуации является определение государственного финансирования пригородных пассажирских перевозок, причем финансирования долгосрочного и целевого.

ИПЕМ предлагает создать федеральный реестр социально значимых пригородных маршрутов в тех регионах, где они не имеют альтернативы в виде других видов транспорта, либо где создание альтернативы (например, строительство или модернизация автодорог) не является экономически целесообразным. При составлении реестра должны учитываться сезонные изменения пассажиропотоков. Необходимо также ввести минимальные стандарты транспортной доступности при обслуживании населения для каждого региона. Финансирование пригородного комплекса мы предлагаем осуществлять по следующей схеме. Региональные органы власти формируют перечень социально-значимых маршрутов в соответствии с принятыми стандартами и транспортной политикой в регионе, рассматривают возможности финансирования из регионального бюджета. Если средств недостаточно, то обращаются по заранее определенной процедуре за финансированием из федерального бюджета.

Государственное субсидирование направляется в субъекты в соответствии с региональными перечнями социально значимых маршрутов для обеспечения минимального стандарта транспортной доступности. В договорах субъектов с пригородными пассажирскими компаниями также закрепляется обязательное обеспечение стандарта транспортной доступности.

Реализация данной инициативы позволит решить ряд существующих проблем. Перевозчики смогут обеспечить выполнение социально значимых перевозок за счет федеральных средств, но при активном участии регионов. При этом государственные субсидии будут распределяться с учетом реальных затрат пригородного пассажирского комплекса, минимизированные в соответствии с заказом региона на перевозку.

Ярославль - Кострома

В Ярославской области проезд в пригородных поездах подорожал с 21 января 2014 года - на два рубля за одну зону. Согласно приказу областного департамента энергетики и регулирования тарифов стоимость проезда одной железнодорожной зоны сегодня составляет 16 рублей. (В Ярославской области первая железнодорожная зона - 5 километров пути, все последующие - 10 километров). То есть, к примеру, разовый полный билет на пригородный поезд от станции Ярославль-Главный до станции Данилов (восемь железнодорожных зон) стоит 128 рублей (в прошлом году - 112 рублей).

В Костромской области стоимость проезда в электричках последний раз повышалась 1 октября 2013 года и сегодня составляет 14 рублей за одну зону.

Льготы для студентов, школьников и пенсионеров существуют в обеих областях и, по словам специалиста по связям с общественностью Северной пригородной пассажирской компании Алены Пахаревой, исправно регионами оплачиваются.

Однако в целом долги названных регионов перед СППК огромны. По словам Пахаревой, за организацию пассажирских перевозок пригородным железнодорожным транспортом Ярославская область в 2012 году должна была компании 644,6 миллиона рублей, а заплатила 90 миллионов. В 2013 году должна была больше 660 миллионов - заплатила 94,3. Костромская область в 2012 году должна была заплатить 177,8 млн - перечислила 25,3, в 2013 году из 168,2 миллиона заплатила 2,8 млн.

По этой причине, по словам Пахаревой, процесс заключения договоров между компанией и регионами на 2014 год затянулся - совещания и переговоры на эту тему идут сейчас и в Ярославской, и в Костромской областях. Поэтому что-либо конкретное о количестве электричек, которые будут в этом году к услугам ярославцев и костромичей, сказать пока нельзя.

Как сообщила заместитель руководителя агентства транспорта Ярославской области Ирина Домнина, вопрос должен решиться к концу недели. Но ситуация непростая. Со слов Домниной, на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения СППК в 2014 году требует от региона 700 миллионов рублей. "Таких денег в бюджете нет", - сказала Ирина Домнина. То есть сокращение количества электричек, к сожалению, возможно. "Сейчас регион делает все возможное, чтобы этого не допустить, пытаемся договариваться", - говорит Домнина.

Что касается альтернативного транспорта, то он есть не везде. Сокращение электричек особенно больно может ударить по дачникам. Например, в Ярославской области есть немало садоводств, расположенных вдоль железнодорожных линий, в лесных массивах, куда другим транспортом добраться проблематично.

Мурманская область

В Мурманской области количество маршрутов, обслуживаемых электричками, в течение нескольких последних лет не сокращалось, отметили в пресс-службе Октябрьской железной дороги. Более того, летом 2011 года по многочисленным просьбам жителей Заполярья северян был введен новый маршрут - Мурманск - Апатиты - Мурманск, который до этого момента не действовал в течение около 20 лет.

Сегодня в Заполярье электрички ходят по пяти маршрутам: Пояконда - Кандалакша, Кандалакша - Апатиты, Кандалакша - Ковдор, Мурманск - Апатиты и Мурманск - Моккет, сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона. Все пять маршрутов работают круглогодично.

Билет на электричку стоит в несколько раз дешевле, чем автобусный. Например, поездка из Мурманска в Апатиты на электричке обойдется в 172 рубля, тогда как автобусом можно проехать по тому же маршруту за 514 рублей. Кроме того, для школьников и региональных льготников действуют льготы по оплате проезда - они оплачивают лишь половину стоимости проезда в электричке.

Вологодская область

Тариф на проезд в пригородных поездах поднимут в Вологодской области. Теперь он будет стоить на 10 процентов дороже. Одна железнодорожная зона обойдется пассажирам электричек в 22 рубля вместо прежних 20 рублей. Одна такая зона - это 10 километров.

Были льготы у студентов и учащихся, с 1 января 2014 года их отменили, льгот нет. Раньше льгота была - 50%.

Пока отменили 3 электрички. Электрички из Вологды в Коношу (Архангельская область) и обратно будут ходить только по будням. Пока в Вологодской области курсируют 20 электричек (без учета поезда Вологда-Данилов - он ходит только по выходным).

Есть альтернатива - автобус. Но не всех устраивает расписание, он дольше в пути, не заходит в отдельные населенные пункты.

Железнодорожный транспорт выгоднее для тех людей, кто живет вдоль железнодорожных путей.

В региональном бюджете на 2013 год не были предусмотрены субсидии на компенсацию перевозчикам.

Курганская область

С 1 января 2014 года пассажиры пригородных поездов в Курганской области платят за 1 километр пути на 10 копеек больше, чем в прошлом году. Максимальная стоимость километра пути составляет 2 рубля. По информации Курганстата, проезд в пригородном поезде подорожал на 5,3 процента.

Для студентов и школьников льготы сохранены - они платят половину стоимости проезда, для пенсионеров льгот нет. На возмещение выпадающих доходов перевозчику из областного бюджета в 2014 году предусмотрено 50 миллионов рублей.

В соседней Свердловской области сократили количество электричек на 24 единицы. Маршрутная сеть в Курганской области сократилась с 31 до 29 пригородных поездов. Вместо отмененный электричек в Зауралье пустили шесть рейсов автобусов.

Отметим, замена электричек автобусным сообщением в Зауралье идет уже не один год. В 2013 году, например, на территории области работал 31 электропоезд и по предварительным данным перевезено два миллиона пассажиров. В 2012 году было 44 электропоезда. По инициативе Свердловской пригородной компании некоторые были сокращены. В кратчайшие сроки пришлось заменять их автобусными маршрутами, открыть 12 новых рейсов. Сегодня в области работает 56 пригородных, 74 междугородних автобусных маршрутов, 204 лицензированных перевозчиков, у которых имеется 1100 автобусов, 1098 лицензированных такси.

На электричке и на автобусе тариф примерно одинаков - 2 рубля за километр пути. По условиям, комфортнее ездить на электричках.

Кстати, властям Курганской области удалось договориться с перевозчиками о возобновлении с 7 февраля 2014 года курсирования электропоезда повышенной комфортности Курган - Челябинск, отмененного железнодорожниками с 14 января 2014 года , " в связи со снижением пассажиропотока", как они утверждают.

Чеченская Республика

По информации РЖД, власти Чеченской Республики не заложили в бюджете на 2014 год необходимую сумму для компенсации расходов за пригородные пассажирские перевозки, что привело к недофинансированию всех пригородных поездов. Местная компания не может рассчитаться перед РЖД по своим обязательствам за аренду и ремонт подвижного состава, платить зарплату машинистам локомотивных бригад. В связи с этим, в Чечне ликвидированы шесть пригородных поездов (три пары): "Грозный-Хасав-Юрт" (№ 6530), который отправлялся из столицы ЧР в 06.35, а прибывал на конечную станцию в 09.35. Не будет ходить электричка из Хасав-Юрта в Гудермес (№ 6531), отправлявшаяся в 10.38 и прибывавшая в 11.53. И, наконец, отменен пригородный поезд "Гудермес-Хасав-Юрт" (№6532) со временем отправления 13.00 и прибытия 14.15.

Архангельск

В Поморье последнее повышение тарифов на проезд произошло в ноябре года и составило 1 рубль за каждую "зону". Зонный тариф- это деление поездки на несколько отрезков. Первые пять участков от Архангельска стоят 17 рублей. С 6 по 11- 16 рублей, с 11 зоны 15 рублей.

На субсидии правительство региона за прошлый год потратило 100 миллионов и дополнительно 3,7 млн. для компенсации проезда школьникам и студентам, для которых действуют льготы. Правда, аппетиты транспортников растут. Они неоднократно заявляли о повышении цен и недостаточности финансирования. По их совам, убытки в прошлом году составили 229, 07, а в 2014 запланированные потери составляют 369,8 миллионов.

Количество пригородных поездов постоянно сокращается. Если в 2012 их было 61, с прошлого года их действует 55. Альтернатива- автобус, но из за пробок в утренние часы время в пути становится несопоставимым.

Белгород

Стоимость проезда в белгородских пригородных поездах с начала 2014 года не изменилась. С начала 2014 года в Белгородской области отменили 13 пригородных поездов. Решение приняли в соответствии с заявкой правительства Белгородской области - все эти электрички попросту не были в нее включены. В Пригородной пассажирской компании отметили, что именно заказ региональных властей определяет объемы перевозок. Власти, в свою очередь, говорят о востребованности тех или иных железнодорожных маршрутов. Так, движение нескольких поездов было восстановлено после согласования с областным правительством: это электрички, курсирующие между Старым Осколом, Ржавой и станцией Касторная Новая и Набережное.

Альтернативой электричкам является автобусное сообщение. Надо сказать, что еще в 2012 году - когда в Пригородной пассажирской компании заявили о сокращении перевозок из-за долгов региона, по инициативе белгородских властей появились новые автобусные маршруты. В частности, пострадавшие от сокращения электричек между Белгородом и Харьковом жители приграничных сел стали ездить на автобусах.

Чиновники регионального правительства не раз заявляли о том, что все населенные пункты, которые раньше были связаны друг с другом лишь железнодорожным транспортом, будут обеспечены автобусным сообщением. Однако этим решением довольны не все.

Сказать однозначно, что ездить на автобусе выгоднее, чем на электричке или наоборот - нельзя. Дело в том, что железнодорожным транспортом удобнее пользоваться пенсионерам-дачникам, тем белгородцам, которые привыкли часто навещать родственников в украинском Харькове, а также людям, попросту привыкшим к электричкам, а не к автобусам. Как правило, именно они подписывают письма к чиновникам с просьбой вернуть электрички. Однако таких - очень мало, и автобусные маршруты становятся все популярнее. Дело в том, что железнодорожный транспорт зачастую уступает автомобильному из-за своей медлительности. К примеру, проезд в электричке Белгород-Курск стоит почти 300 рублей, при этом занимает четыре часа. На автобусе же можно доехать до соседнего областного центра примерно за два часа, заплатив чуть больше 250 рублей. Возможно, именно поэтому электрички курсируют почти пустыми.

Липецкая область

В Липецкой области, по данным пресс-службы администрации региона, ОАО "РЖД" отменил движение 31 пригородного поезда, оставив работать всего 20 поездов. Это почти треть от того, что было до оптимизации.

По словам начальника управления дорог и транспорта Липецкой области Валерия Елфимова, сокращение числа электричек, курсирующих по территории региона, вызвано высокой себестоимостью поездок. По расчетам пригородной пассажирской компании "Черноземье" (дочки ОАО "РЖД") стоимость поездки одного пассажира составляет порядка 70 рублей (за одну 10 км зону). Тогда как цена билета - 14 рублей за одну десятикилометровую зону.

По закону разницу между этими суммами должен компенсировать перевозчику областной бюджет. Ежегодно на эти цели в регионе предусматривались субсидии в размере 35 миллионов рублей. Однако, по мнению "ППК "Черноземье", это не окупало затраты компании. Потери компании по итогам года превысили 250 миллионов рублей.

- Мы готовились к оптимизации пригородного железнодорожного сообщения, - говорит Валерий Елфимов. - За прошедшие пять лет в Липецкой области создана разветвленная сеть автобусных маршрутов, которая в состоянии обеспечить потребности региона в пассажирских перевозках. Себестоимость автомобильных поездок гораздо ниже - 15 рублей. Все муниципальные образования, где отменяются электрички, полностью обеспечены регулярными автобусными маршрутами. В то же время железнодорожное пригородное сообщение сохранится там, где движение автобусов невозможно, например, на участке "Усмань - Воронеж - Усмань", "Грязи - Елец - Грязи" в районе станций Патриаршая, Дон.

Правда, жители региона восприняли оптимизацию электричек гораздо болезненней. Например, в сложной ситуации оказались жители Усмани. Многие жители этого небольшого городка ездят работать и учиться в Воронеж (несмотря на то, что Воронеж - областной центр соседнего региона, территориально к Усмани он ближе, чем Липецк).

Автобусного сообщения между Воронежем и Усманью нет, да оно и проблематично, поскольку предполагает большее расстояние в пути из-за необходимости объезда Воронежского биосферного заповедника. Поэтому наилучшим видом транспорта на данном участке являются электропоезда.

- Но после их оптимизации теперь многие вынуждены добираться на работу и учебу в другой город на такси, - говорят усманцы.

Сегодня из Усмани в Воронеж ходят 4-5 поездов в каждом направлении. Но их расписание составлено так, что жители Усманского района такую оптимизацию иначе как издевательством не называют.

Так большой проблемой для усманцев стала отмена утренних рейсов из Воронежа.

- Я работаю в Воронеже медсестрой и дежурю сутки, - рассказала "РГ" Галина Сальникова. - И очень многие жители Усмани работают в Воронеже в ночные смены, сутки. Раньше после ночной смены мы уезжали домой в Усмань в 8.50. Также из Воронежа отправлялась электричка в 12.40, которая тоже была востребована и у работающих, и у студентов. Теперь этих электричек нет. И приходится либо целый день гулять по Воронежу, либо ехать до Графской, а оттуда добираться домой на такси. Но каждый раз ездить на работу на такси никакой зарплаты не хватит.

Единственная утренняя электричка из Воронежа в Усмань идет в пять утра - нам она неудобна, поскольку в это время мы еще работаем. И эта электричка, как правило, ходит пустой. Мы не можем понять этой логики.

В тех электричках, что остались, сократили количество вагонов. Поезда ходят переполненными, и при входе каждый раз возникает давка. Понятно, что о безопасности речи не идет.

К слову, территория Усманского района считается пострадавшей от Чернобыльской катастрофы. А, следовательно, ее жители пользуются льготой на проезд на железнодорожном транспорте. И в регионе ходит версия, что именно это обстоятельство явилось причиной такой "оптимизации".

- Но у нас же вычитают на эти цели деньги из ЕДВ, и говорить, что мы бесплатно ездим, нельзя, - говорят жители Усмани.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Компании Транспорт ОАО "Российские железные дороги"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники