На московских концертах улыбчивый и деятельный музыкант как раз и представил все свои лучшие, непредсказуемые и эмоциональные хиты. В том числе собственные переработки Дюка Эллингтона, Depeche Mode и Killers. И даже не хотел вспоминать, что эти московские гастроли едва не сорвались, поскольку в тот день, когда Хакиму нужно было вылетать в Москву, над побережьем США разыгралась лютая буря. После двух с половиной часов полета пилот даже развернул самолет и вернулся в Нью-Йорк... Но на следующий день барабанщик повторил попытку. И все-таки прорвался сквозь непогоду, чтобы дать два концерта в Клубе Игоря Бутмана со своим джаз-роковым Trio of OZ в преддверие стартующего в конце февраля XIV Международного фестиваля "Триумф джаза". А после выступлений ответил на вопросы обозревателя "РГ".
Вы играли с мировыми рок-звездами: Стингом, Dire Straits, Дэвидом Боуи, но такой безбедной жизни предпочли сольную карьеру и джаз... Эта музыка для вас интереснее или вы просто подустали от обилия знаменитостей рядом с вами?
Омар Хаким: Так я ведь и вырос на джазе! Играл свинг и би-боп еще с отцом. У нас сложилось прекрасное сообщество музыкантов - вначале на Ямайке, а потом в районе Квинс Нью-Йорка, где я вырос. Неподалеку обитали Джон Колтрейн, Рой Хэйнс, Каунт Бейси и Джеймс Брауна - все они были тоже из этого района. Обстановка у нас сложилась очень музыкальная и творческая. Оказаться в ней было интересно, да и, конечно, хотелось показать, что я тоже не лыком шит! Так что с соседями, считай, очень повезло (улыбается), помогли пробудить во мне многие амбиции... А потом меня увлекли R&B, фанк и рок-музыка. И я научился играть в этих стилях тоже. И знаете, жизнь моя стала намного интереснее.
Это как с изучением иностранных языков: если выучил новый, то еще в одной стране сможешь сойти за своего! И жизнь становится более комфортной: ты можешь наслаждаться, потому что в разных музыкальных кругах тебя уже воспринимают с уважением. А заодно у тебя появляются новые друзья, о которых ты, может, даже и не мечтал?! Благодаря всему этому я и смог позволить себе разные карьеры: как в роке, так и в джазе.
Так, наверное, и в любой профессии - чем ты больше умеешь, тем больше у тебя становится друзей?!
Омар Хаким: Это правда. Но при этом жизнь тебя постоянно куда-то уносит, влечет и некогда оглянуться назад. Вот и со Стингом или Марком Нопфлером (лидером Dire Straits. - Прим. А. А.) мы не виделись уже много лет. А было бы здорово снова сделать что-нибудь вместе... Но некогда, и это, как говорят у вас, "обратная сторона медали" моей насыщенной событиями жизни, увы.
Вы сотрудничали и записывались также с Weather Report, Майлзом Дэвисом, Мадонной, Лайонелом Ричи, Daft Punk... Для того чтобы общаться со звездами, пришлось менять характер, делать его более уживчивым и доброжелательным?
Омар Хаким: Мне было проще, поскольку я всегда соглашался записываться только с гениальными артистами. Знал, что сотрудничество с ними принесет мне большую радость. И поэтому обращать внимание на чей-то характер было и незачем и некогда: в работе-то мы все оказывались единомышленниками, профессионально помогали друг другу. Ну а потом просто расходились по своим домам. Вот и весь секрет, как вы говорите, "уживчивости".
Вы впервые выступали в России. Какие вещи или предметы быта постарались обязательно прихватить с собой в эту поездку?
Омар Хаким: Те же, что и на любые гастроли: тарелки для ударной установки, барабанные палочки, специальную обувь для сцены, iPad... Ну а еще - открытое горячее сердце - для того, чтобы поделиться с российскими поклонниками своей музыкой!
В Москве я был всего два дня. Но после экскурсии, которую провел для меня коллега-барабанщик Олег Бутман (брат Игоря) и его жена Наталья (замечательная пианистка!), я понял, что надо было бы задержаться хотя бы на неделю! Ведь они так интересно рассказывали об истории Москвы! Ну, может, в следующий раз?! Тем более что зрители принимали нашу музыку очень тепло... И мы надеемся вернуться к вам уже со вторым альбомом "Трио из страны ОЗ". В нем снова будет много альтернативного рока и поп-хитов, оригинально исполненных нами в "исследовательских" традициях современного джаза.