19.02.2014 23:08
    Поделиться

    В Петербурге представили обновленную концепцию судебного квартала

    В Северной столице состоялось обсуждение обновленной архитектурной концепции комплекса зданий Верховного суда и Судебного департамента РФ. Архитектор Максим Атаянц представил экспертам Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга изменения, рекомендованные конкурсной комиссией при объявлении победителя в октябре прошлого года.

    Напомним, члены комиссии единогласно проголосовали за предложение вывести объекты служебного жилья для судей и их аппарата за пределы комплекса и тем самым увеличить общественные пространства. Кроме того, проектировщику рекомендовано было воздержаться от прямого копирования исторических образов и учесть специфику театра балета Бориса Эйфмана, который наконец должен получить в новом квартале собственную сцену. По мнению экспертов, в настоящее время эти замечания устранены, но лишь частично.

    Среди основных достоинств проекта мастерской Максима Атаянца градостроители отметили полное соблюдение требований высотности застройки в этой части города, а также крайне бережное отношение к историческим перспективам. После разбора здания ГИПХа, построенного на этом месте в советские времена, с Дворцового моста и Дворцовой площади перестали просматриваться купола Князь-Владимирского собора, историческая панорама, запечатленная на множестве картин и гравюр XVIII - XIX века была утрачена.

    - Мы получили неожиданный подарок, - заявил один из рецензентов проекта заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. - Все говорили, что "со сносом ГИПХа открылся удивительный вид, но мы понимаем, что сохранен он быть не может".

    Действительно, проект "Набережная Европы", реализацией которого занимался банк ВТБ, предполагал на этом месте довольно плотную жилую застройку с предельной фоновой высотой в 28 метров. Доработанный проект Атаянца предполагает, что самая высокая точка судебного комплекса не превысит отметки в 25,5 метра, а здание Театра балета будет не выше 30 метров, хотя "театр маленьким не бывает".

    При этом его архитектурный облик тоже претерпел значительные изменения. В первом варианте здание должно было отражать характер его авангардного основателя, в новом облике оно стало более классическим и в то же время монументальным. Парадный основной вход организован с проспекта Добролюбова и занимает в нем, по словам одного из экспертов, "подобающее место". Фасад, выходящий на набережную, решен в духе романтического барокко, а высокой входной аркой и множеством колонн перекликается с лучшими образцами петербургской архитектуры. Еще одна типично петербургская черта - зеленая зона между набережной и зданием.

    - Я хочу называть это место не парком, а именно садом, - подчеркнул Атаянц, - в традициях нашего города - зеленые насаждения, уходящие от воды в глубину.

    Во многом такое решение стало возможно из-за инициативы управления делами президента РФ, которое отказалось от размещения жилья для судей в границах данной территории. По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна, квартиры судьям могут быть куплены в строящихся домах, которых в этой части города не так уж мало. Зато это решение позволило "градостроительно разгрузить участок и открыть театр на набережную".

    Формальной границей Судебного квартала должен стать переулок Талалихина, который связывает проспект Добролюбова и набережную. Вдоль него разместятся административный и инженерный корпуса, а также здание ведомственной гостиницы на 40-50 номеров. При этом все первые этажи зданий планируется отдать под общественные пространства - галереи, рестораны, магазины. С противоположной стороны от Биржевого моста судебный комплекс замкнет кордегардия с воротами, которая позволит отделить непосредственно комплекс зданий Верховного суда от общественных пространств.

    - Было множество опасений, что размещение столь значимого федерального органа власти закроет для горожан эту часть Петроградской, но такое "замковое" построение судебного комплекса позволило открыть для людей всю остальную территорию и спроектировать самую длинную в Петербурге пешеходную набережную, - пояснил архитектор.

    Однако при всех достоинствах проекта далеко не все эксперты Совета готовы одобрить его появление в самом сердце города, рядом со Стрелкой Васильевского острова и Петропавловской крепостью.

    - Проект неприемлем по принципиальным соображениям, - заявил заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, член Президиума Петербургского отделения ВООПИиК Михаил Мильчик. - В самом центре мы имеем копирование архитектуры, пусть и сделанное очень талантливо.

    И действительно, здание суда поразительно напоминает здание Биржи на Стрелке, с которым соседствует. Как будто два отражения в Неве: тот же портик, те же колонны, тот же стилобат со ступенями. Атаянц отделил свое творение от набережной невысокими функциональными корпусами, выполняющими одновременно и роль забора, и административные функции судебного департамента. Но судя по представленным на Совете компьютерным моделям, горожан, пришедших на площадь Лихачева, в самом ближайшем будущем может посетить некое дежа-вю. Однако членов совета это все же не смутило. Концепция Атаянца одобрена в целом как объемно-планировочное решение, то есть в параметрах высотности и соотношения застроенных территорий и зеленых зон, служебных и общественных пространств. А "рассуждать об облике - это дело будущего, а не настоящего", отметил в беседе с корреспондентом "РГ" известный петербургский архитектор Рафаэль Даянов.

    Поделиться