К этой идее чиновников и депутатов Облдумы подтолкнула слишком активная экспансия федеральных торговых сетей. Например, только одна компания, специализирующаяся на продаже горячительных напитков, за два года открыла в Курганской области более 50 магазинов. С одной стороны, отмечают эксперты, это хорошо: появляются новые рабочие места, в местные бюджеты идет налог на доходы физических лиц. С другой - сетевики вытесняют с рынка местных предпринимателей, при этом сокращается количество лицензиатов. Так, по данным регионального департамента экономического развития, торговли и труда, в 2013 году в Курганской области действовало 503 лицензии в 1 488 торговых объектах, а годом ранее их было 557 в 1 603 объектах. Соответственно сумма госпошлины за выдачу, переоформление и продление разрешений на розничную продажу алкоголя, по данным на 1 января 2014 года, уменьшилась по сравнению с предыдущим годом почти на три миллиона и составила 18,2 миллиона рублей.
По мнению начальника отдела развития потребительского рынка управления развития рыночной инфраструктуры областного департамента Марины Ждановой, на эти показатели существенно повлиял и рост госпошлины. Если раньше организация могла приобрести разрешение на розничную продажу алкоголя на пять лет за 15 тысяч рублей, то сейчас надо выложить 40 тысяч за год. Причем сумма сборов одинакова для крупной сети, имеющей десятки торговых точек, и для предпринимателя, который держит маленький магазин в глубинке. Понятно, что прибыль сетевиков несоизмеримо выше, чем у сельпо. Не выдерживая конкуренции, магазины в селах закрывают, а сети, напротив, наращивают свое присутствие в районах.
Чтобы изменить положение дел, областные власти и решили выйти с законодательной инициативой в Госдуму и поправить закон таким образом, чтобы лицензия выдавалась на каждую торговую точку, а не на юрлицо, как сейчас. В этом случае федеральная сеть заплатит за свои полсотни магазинов не 40 тысяч, а два миллиона рублей. Выиграет от этого и бюджет. При этом, считают инициаторы поправок, возможно, размер госпошлины за один торговый объект стоит снизить.