По концепции организаторов, независимого продюсерского объединения VOTTEBE и Центра имени Вс. Мейерхольда, свое видение и восприятие Мейерхольда представили шесть театров и два режиссера, возглавляющие поиск новых театральных форм сегодня. Среди них были Большой драматический театр (Санкт-Петербург), Театр "Практика" (Москва), "Гоголь-центр" (Москва), Театр имени Ленсовета (Санкт-Петербург), "Театр doc." (Москва), Центр им. Вс. Мейерхольда (Херсон), режиссеры Клим и Дмитрий Волкострелов.
Деление на театры не оправдало себя - в каждом коротком спектакле все отчетливее слышался голос режиссера.
Илья Шагалов, автор видео, представленного "Гоголь-Центром", решил говорить о главном герое вечера в стиле "конструктивизм". Мультипликация, коллажи, постепенно обретающий краски портрет режиссера - все это складывалось в абстрактный режиссерский портрет Мейерхольда. На его фоне в конце появятся слова одного из последних и, безусловно, самых страшных писем Всеволода Эмильевича - рассказ о пытках, и даче ложных показаний за несколько дней до расстрела. Это письмо еще не раз прозвучит в других постановках вечера и в результате станет его лейтмотивом.
В целом все выступления были посвящены скорее биографии Мейерхольда, чем его творчеству. Возможно, именно постановка вопроса "Мейерхольд - это я" заставила обратить внимание на социальный и политический аспект его жизни.
Дмитрий Волкострелов, представляя уже свой фирменный прием молчаливого показа ряда фотографий, провел перед нашими глазами многие лица приговоренных и расстрелянных во времена сталинских репрессий. Когда встречаешь в этом ряду фотографию Всеволода Мейерхольда, главное лицо юбилейного вечера, появляется страх уравнения, смешения в одном процессе незаметного убийства многих индивидуальностей. И подпись под каждой фотографией: "Мейерхольд - это я" только подогревает возникающие внутри тебя вопросы…
Клим появился из темноты, босиком, в красной шапке. Читал свой текст "второй раз в жизни" и сомневался, стоит ли. Но решился. Концепция Клима "Мейерхольд - это Треплев, а Треплев - это я" привела его к чтению пьесы молодого драматурга из чеховской "Чайки". Читал в ритме собственном. Предварил пьесу размышлением о неразрывности круга русского бытия. Завершил текст - все тем же мейерхольдовским письмом накануне расстрела.
Михаил Угаров представил отрывок пьесы Елены Греминой "Мейерхлюндия", которую "Театр doc." уже исполнил полностью на сцене ЦИМа 10-го февраля в рамках недельного юбилея. Отрывки пьесы прерывались с целью выяснения исторических подробностей и для разговора с залом. Спектакль рождался в режиме "он-лайн" и "включал" зрителя в жизнь режиссера.
Иван Вырыпаев появился на сцене один. Представляя короткий спектакль "Снег и Дым", он рассказал о книге "Действенный анализ пьесы" своего учителя Александра Михайловича Поламишева и о том, что ближе ему - Вахтангов. Но Мейерхольд для него - режиссер-новатор, который пытался сохранить содержание пьесы, и понимал, что пьеса для театра - главное. Хотя на самом деле, уверяет Вырыпаев, чтобы родился театр, нужны лишь Снег и Дым. После чего Иван исчез один в снегу и дыме.
Из уст студентов Театра им. Ленсовета снова зазвучали строки письма Вс. Мейерхольда накануне расстрела.
Актеры Центра им. Мейерхольда из Херсона весело поговорили с людьми на улицах, записали разговор на пленку и воспроизвели аудиозапись на сцене ЦИМа. Они задавали прохожим незатейливые вопросы, к примеру: "Я - Мейерхольд, а вы - кто?"
Еще они сидели на сцене в темноте, пока не услышали выкрики из зала: "вы там уснули что ли?!" Желание быть Мейерхольдом, хотя бы в этот вечер, передавалось залу. И не только ему - Борис Павлович, представляя Большой Драматический Театр имени Товстоногова, развеял серьезную атмосферу вечера прямым включением из БДТ, который в это же время праздновал свой юбилей. Кто знает, может быть, они одни этим вечером могли с уверенностью утверждать: "Мейерхольд - это я!"