Естественно, в столь деликатном вопросе многое зависит от возраста человека. Молодежь о наследственных делах задумывается мало, и среди людей моложе 45 лет лишь 2-4% уже успели озаботиться составлением официальной бумаги с посмертными распоряжениями. Среди тех, кому за шестьдесят, завещание составил каждый четвертый (24%). Но, что любопытно, примерно столько же (25%) категорически против похода к нотариусу для составления подобных распоряжений (люди помоложе отказываются это сделать куда реже).
В западных странах завещание - дело будничное, каких-то особых душевных терзаний оно человеку не доставляет. Нормальная практика, элемент правовой культуры. Точно так же люди аккуратно складывают в особую папку все документы на собственность и квитанции об уплате налогов, банковские распоряжения и прочие важные документы. У россиян взгляд на завещание другой, более нервный и трепетный. Самые стойкие ассоциации с этим словом - "наследники" (его назвали 19%), "смерть, похороны" (15%), "жилье передать" (9%), "мысли о старости и болезнях", "ссоры и конфликты при разделе имущества" (по 3%). То есть размышления не самые веселые, и люди обычно всеми силами стараются от них уйти. Хотя признают, что в наше время люди чаще пишут завещания, и делают это отнюдь не только больные и беспомощные, но и богатые, предусмотрительные, готовые позаботиться о близких и не создавать им проблем.
Многим из тех, кто не хочет писать завещание, говорят, что "у них нет ничего". В этом утверждении обычно изрядная доля лукавства: люди все-таки владеют хотя бы квартирой или имуществом. Многие боятся, что после их смерти наследники начнут ссориться - а раз так, "никого не хочу обижать, пусть лучше все делят поровну, по закону" (так не бывает, но люди предпочитают об этом не думать и в законы не вникать). Были и другие комментарии: "а пусть они все переругаются из-за наших долгов". При этом четверть (23%) уверены, что конфликты возникают именно при наличии завещания, а 49% - при его отсутствии.
Каждый пятый (21%) уверен, что завещать свое имущество чужим людям или организациям "неприемлемо". Одобряют такую практику лишь 30%, а 33% - считают нормальным лишь в особых случаях.