В Германии взяты под стражу трое нацистских преступников

Охота за нацистскими преступниками в ФРГ и спустя почти 69 лет после окончания войны не закончилась. В среду в стране прошла скоординированная акция против бывших эсэсовцев, служивших в концлагере Освенцим. Трое из них были арестованы и помещены в тюремную больницу в Штутгарте.

Речь идет о глубоких стариках - 88-ти, 92-х и 94-х лет, которые были представлены судье, ответственному за задержание, и прошли соответствующее медицинское освидетельствование. Как рассказала "РГ" официальная представительница прокуратуры Штутгарта, помещение в СИЗО было обосновано тяжестью вины фашистских палачей. Все они обвиняются в пособничестве совершению массового убийства депортированных евреев и военнопленных в лагере Освенцим.

Совместная акция уголовной полиции и прокуратуры была проведена в четырех землях Германии. Еще весной прошлого года германское Центральное бюро расследований нацистских преступлений, находящееся в городе Людвигсбург, начало предварительное расследование против 49 глубоких стариков, подозреваемых в совершении преступлений в концлагерях. Лишь 30 дел были переданы в прокуратуры по месту жительства в ноябре прошлого года. Как разъяснил "РГ" директор Центрального бюро обер-прокурор Курт Шримм, девять преступников умерли, семеро переехали жить за границу, а трое просто исчезли.

Лишь в конце января после предварительного анализа имеющихся фактов было запланировано совместное проведение обысков. Немецкие юристы и уголовная полиция решили провести акцию параллельно, чтобы не спугнуть бывших палачей и не дать им возможность уничтожить улики. Как удалось узнать "РГ" от представителей прокуратуры и полиции, в настоящее время дела еще ведутся в семи федеральных землях против 16 преступников, ответственных за массовые убийства в Освенциме. В процессе расследования большинство из них скончалось, подозрение против некоторых оставшиеся в живых было снято.

Многие из бывших охранников концлагерей уже больны, некоторые не могут самостоятельно передвигаться. А те обвиняемые, которые еще находятся в приемлемом психическом и физическом состоянии, просто молчат. Хотя, по словам прокурора земли Баден-Вюртемберг, в квартирах шести преступников во время обыска были найдены личные документы и другие материалы "времен национал-социализма", пятеро обвиняемых отказываются давать показания. Один 88-летний пособник нацистов признал свою службу в Освенциме, однако всячески отрицал свое участие в преступлениях. Как рассказал "РГ" представитель прокуратуры Франкфурта-на-Майне, молчат пока и двое бывших охранников концлагеря в земле Гессен, 89-ти и 92-х лет. Один из них, правда, подтвердил свою готовность дать письменные показания. 92-летний обвиняемый из района Липпе в земле Северный Рейн-Вестфалия, хотя и признался во время обыска, что был в начале 1942 года в концлагере Освенцим, однако отрицает свое участие в конкретных преступлениях. Как рассказал "РГ" представитель прокуратуры Мюнхена, состояние двоих живущих там нацистов во время обыска было настолько плохим, что вряд ли дело дойдет до суда, а один из бывших преступников в Саксонии, по словам представителя прокуратуры этой земли, уже совсем потерял рассудок.

Почему же против всех стариков расследования начались именно сейчас? Почему нельзя было уличить их в совершенных преступлениях в том возрасте, когда они еще могли осознанно понести наказание?

Поскольку долгое время в послевоенной Германии были живы нацисты, многие из которых даже занимали высокие посты в юридических органах, преследование фашистских преступников было трудным или порой совсем невозможным. Кроме того, как рассказал "РГ" директор единственного в Германии земельного центрального бюро по расследованию нацистских преступлений, расположенного в земле Северный Рейн-Вестфалия, Андреас Брендель, ранее правовая ситуация в ФРГ этого не позволяла. Лишь после осуждения Ивана Демьянка в 2011 году в убийстве более 28 тысяч евреев в концлагере Собибор возник прецедентный случай, позволивший Центральному бюро расследований нацистских преступлений развернуть и другие пылившиеся до сей поры на полках конволюты с делами нацистов. По словам прокурора Центрального бюро Томаса Вилля, лишь смелые мюнхенские судьи недавним приговором Демьянюку показали, что имеет смысл выдвигать обвинение, даже если не может быть доказана вина нацистов в конкретных убийствах.

Проводящиеся ныне в спешке обыски и срочные расследования - это попытка воздать должное долгой работе сотрудников Центрального бюро, которая в противном случае оказалась бы совсем ненужной из-за трусости или неуверенности немецкой юстиции. Как сказал "РГ" Томас Вилль, лишь молодое поколение юристов смогло взять на себя мужество трактовать участие в массовых убийствах в концлагерях так, как оно должно рассматриваться на самом деле, по-человечески и по совести: как страшное преступление, которое никогда не может и не должно быть прощено.

В том же ключе высказался и президент ФРГ Йоахим Гаук на недавней встрече с иностранными журналистами, подчеркнув, что процессы над нацистскими преступниками нужно вести, не взирая на возраст обвиняемых, ведь ужасные преступления против человечности не имеют срока давности и не должны быть забыты.