Развязка эстафеты получилась драматичной и сложилась для нас лучше не придумаешь. На последний огневой рубеж практически одновременно пришли Антон Шипулин, немец Симон Шемп, австриец Доминик Ландертингер и грозный норвежец Эмиль Хегле Свендсен, который, к удивлению многих, неожиданно не справился с нервами и был вынужден отправиться на штрафной круг. Одним конкурентом стало меньше. Шипулин и Шемп отстрелялись чисто и пошли по дистанции парой, а Ландертингер из-за промаха вышел с огневого рубежа на 13 секунд позже.
Россиянин половину последнего круга держался за спиной германского биатлониста, затем соперники поменялись местами и уже на стадионе, на финишной прямой, Шипулин сделал потрясающее ускорение. Немец сдался за несколько десятков метров до конца дистанции, а Ландертингер, которого Антон тоже опасался, выбыл из борьбы еще раньше, не находя в себе силы достать лидеров. Наша команда выиграла у бундестим 3,5 секунды. Получившая "бронзу" сборная Австрии осталась в полуминуте позади.
В отличие от предыдущих гонок, церемония награждения прошла сразу после финиша непосредственно на стадионе. Трибуны хором спели национальный гимн России. Болельщики в эйфории еще долго не расходились, скандируя имена победителей.
Итак, у хозяев Олимпиады в биатлоне четыре награды. Помимо "золота" мужской четверки это "серебро" в женской эстафете, медаль такого же достоинства Ольги Вилухиной в спринте и "бронза" Евгения Гараничева в индивидуальной гонке. Не так много, конечно, как на предыдущих зимних Играх в современной истории, когда программа соревнований стреляющих лыжников постепенно расширялась и в итоге достигла 11 дисциплин. Зато получилось сделать эффектный финишный аккорд, который затмил все предыдущие относительные неудачи.
Эстафета - это прежде всего командная гонка, но гораздо труднее тому, кто бежит четвертый этап. Наверное, главным героем в этой увлекательной погоне все же стал Антон Шипулин. Свой этап он отработал практически идеально, а его спринтерская разборка с Шемпом войдет в историю мирового биатлона.
Получив заслуженную медаль, Антон ответил на вопросы журналистов.
Антон, у вас крепкие нервы - выдать такой финиш...
Антон Шипулин: Я бы не сказал, что у меня такие крепкие нервы. Сегодня мне было очень тяжело, особенно стрелять на последнем рубеже. Постарался уйти в работу и не думать больше ни о чем, как меня и учили тренеры. Безусловно, я очень рад, что все получилось именно с последним выстрелом, и это принесло нам победу.
Вам передавал эстафету Дмитрий Малышко, и отставание было порядка 15 секунд...
Антон Шипулин: Я сегодня себя чувствовал очень хорошо, лыжи катили прекрасно, поэтому за первый круг мне почти удалось это отставание "съесть".
Вы понимали, что сильнее немца Шемпа, с которым боролись за "золото" перед финишем?
Антон Шипулин: На финишном круге - да, я знал, что могу у него выиграть и был в себе уверен. Больше всего я опасался австрийца Ландертингера. Он намного более серьезный соперник. Думаю, даже посильнее, чем норвежец Свендсен. Поэтому на последнем круге я оглядывался назад и смотрел, не приближается ли к нам Доминик. Но когда увидел, что он не догоняет нас, уже ехал с той мыслью, что осталось потерпеть чуть-чуть и на финише сделать свое дело.
Ванкуверскую эстафету не вспоминали перед стартом?
Антон Шипулин: Зачем такие плохие мысли нужны? Старался не вспоминать. Все получилось - по сравнению с Ванкувером я уже другой спортсмен. У меня посильнее стали нервы именно на стрельбе, на последних кругах. Та Олимпиада закалила меня, дала больше уверенности. Сегодня было очень большое напряжение. Я понимал, что на меня смотрит вся страна, что зависит от меня очень многое. Поэтому борьба была прежде всего с самим собой. Сумел с собой справиться, и все получилось.
Сестру (Анастасию Кузьмину - двукратную олимпийскую чемпионку. - Прим. авт.) потихоньку догоняете...
Антон Шипулин: Я не стремлюсь к тому, чтобы обогнать сестру. Конечно, хочется медалей, личных подиумов или золотых олимпийских медалей. Думаю, у меня есть еще один шанс, и на следующей Олимпиаде я буду бороться за самые лучшие места.
Чего не хватило, чтобы выиграть "золото" в личных гонках?
Антон Шипулин: Меня очень сильно подкосил первый спринт, когда не хватило миллиметров до "золота" и нескольких секунд до "бронзы". Каждый вечер думал об этом, и это мне мешало. Много сил на это тратил слишком - уснуть не мог, выкинуть из головы. Это была основная моя ошибка, которая больше всего и помешала.
Взять "золото" в команде - это, наверное, особые ощущения...
Антон Шипулин: Да, было очень заметно, как за последние три дня мы сплотились сильно командой, сумели мобилизовать свои силы, всю свою концентрацию направить именно на эту гонку. Поэтому я очень сильно благодарен всей нашей сегодняшней команде. Каждый отработал очень здорово, и все внесли большой вклад в эту победу. Спасибо большое команде за то, что они для меня сделали (смеется).
Евгений Устюгов - единственный из нашего "золотого" биатлонного квартета, кто в субботу стал двукратным олимпийским чемпионом. Напомним, что четыре года назад в Ванкувере Евгений выиграл масс-старт. В разговоре с корреспондентом "РГ" Устюгов признался, что домашняя победа для него все-таки чуточку дороже.
Женя, когда больше волновались - на своем этапе или наблюдая за товарищами?
Евгений Устюгов: Больше переживал за ребят. Во время четвертого этапа, когда бежал Шипулин, и он подъехал к стрельбе лежа, я вообще, чтобы отвлечься, не смотрел на мишени и разговаривал с женой.
Как расцениваете свое выступление на втором этапе?
Евгений Устюгов: У меня была задача за первых два круга догнать немца и норвежца. С этим я справился, но когда я их догнал, не сумел отдышаться и на стрельбе стоя пришлось использовать дополнительные патроны. В итоге получился практически тот же разрыв, что и был.
Вы верили в то, что на финише в борьбе за победу Шипулин сможет обойти немца Шемпа?
Евгений Устюгов: Я склонялся к тому, что шансов больше у Антона. Здесь на стадионе такая хорошая финишная прямая, которая больше подходит Антону, поскольку он выше ростом, чем Шемп. У Шипулина прокат шире, мощнее. Но в победу я поверил только в тот момент, когда Антоха пересек финишный створ.
Вас не удивило, что на последней стрельбе дрогнул такой мастер, как норвежец Свендсен?
Евгений Устюгов: С одной стороны, я действительно удивился, потому что для такого именитого биатлониста уход на штрафной круг в решающий момент эстафеты - это большая неудача. Но не забывайте, что это спорт, Олимпийские игры, где идет колоссальное давление со всех сторон. Даже близко несравнимое с этапами Кубка мира или даже с мировым первенством. Поэтому как спортсмена я Свендсена понимаю. Он настоящий боец и, думаю, психологически справится с тем, что произошло в этой эстафете.
Какое "золото" дороже - ванкуверское или сочинское?
Евгений Устюгов: Обе медали для меня важны, это все-таки олимпийское "золото". Если вы просите сделать выбор, то, наверное, победа в Сочи - более яркое событие. Во-первых, это домашние Игры при своих зрителях, во-вторых, мы выиграли командой. Здесь была общая работа, не только спортсменов, но и тренеров, которые гнали нас по дистанции, сервисеров, отлично подготовивших лыжи.
Непростая роль была и у Алексея Волкова. Она начинал эстафету. Поэтому первый вопрос к нему возник сам собой.
Тяжело быть забойщиком?
Алексей Волков: К этой роли мне не привыкать. Тактику выступления на первом этапе я для себя дано уже отработал.
Перед гонкой были разговоры с руководством Союза биатлонистов России?
Алексей Волков: Накануне к нам зашел исполнительный директор СБР Сергей Валентинович Кущенко, получился мужской, дружеский разговор, без всяких накачек. Эта беседа сыграла позитивную роль в нашем выступлении.
Вам на стартовом этапе эстафеты тренеры какие задачи ставили?
Алексей Волков: В принципе, помимо тренерских установок я и сам себе определяю задачи. Мне на первом этапе требовалось отстреляться без промаха. Я с этим не справился. Но вторую задачу, а именно не проиграть больше 15 секунд на передаче эстафеты Евгению Устюгову, удалось почти выполнить. Отставание получилось на одну секунду больше той норы, которую я себе определил. Так что, считаю, выступил неплохо.
Что чувствовали, когда бежал Шипулин?
Алексей Волков: Никогда в жизни так сильно не волновался. Такого раньше со мной не было, и, наверное, больше уже не будет.
Много времени есть на празднование победы?
Алексей Волков: Всего-то несколько дней. Впереди еще три этапа Кубка мира, теперь надо и к ним готовиться, чтобы достойно завершить сезон.
По горячим следам олимпийский турнир стреляющих лыжников в целом прокомментировал вице-президент Союза биатлонистов России по спорту высших достижений, двукратный бронзовый призер зимних Игр и трехкратный чемпион мира Виктор Майгуров.
Виктор Майгуров: Эмоции переполняли. Они в миллион раз больше, нежели когда ты сам - спортсмен, который бежит по трассе. Слезы на глазах, ты не можешь помочь... Не знаю, как это передать словами. При этом мы понимали, что если будет "разборка" на финишной прямой, то Антон Шипулин немца Шемпа "сделает". И он это сделал.
"Серебру" нашей женской команды в эстафете вы радовались, наверное, не меньше, чем этой победе?
Виктор Майгуров: Конечно. Девочки сделали максимум того, что они могли. Выполнили нашу установку, взяли не больше четырех запасных патронов, как мы и говорили. "Серебро" - это очень хороший результат. И мы ему, естественно, рады. А это "золото" дорогого стоит. Потому что сегодняшний уровень конкуренции просто нереальный. Когда до четвертого этапа четыре команды борется за первое место - в наше время, лет 10-15 назад, такого не было. А сейчас мы понимаем, что даже самые великие, прославленные лидеры ошибаются. Потому что это - Олимпиада, это нервы. И не все выдерживают. Мы очень счастливы, что победили.
Как по ходу мужской эстафеты менялось настроение на тренерской бирже?
Виктор Майгуров: Оно было натянутое, рабочее. Мы понимали, что проигрыш по ходу дистанции некритичный. Леша Волков хорошо отработал свой этап, хотя два запасных патрона - это не та задача, которую перед ним ставили. Все ребята брали запасные патроны, и нервозность нарастала. К четвертому этапу и наши соперники начали промахиваться. Напряжение было в течение всей гонки, но весь наш радиоэфир был полностью заточен только на работу. Безо всякой лирики или истерики мы работали с командой.
Каков общий итог Олимпиады для нашей команды?
Виктор Майгуров: Я считаю, что Олимпиада для нас сложилась успешно. Мы завоевали четыре медали. Может быть, получили не такое количество золотых медалей, как планировали. Но тем не менее Олимпиада сложилась для нас успешно. Потому что, повторюсь, конкуренция высока. Каждый промах стоит очень дорого. Тем не менее мы сохранили наши традиции, мы снова в медалях, мы победили. И хотелось бы, конечно, чтобы молодежь, подрастающее поколение, которое будет выступать на следующих Олимпиадах, их продолжили.