22.02.2014 13:47
    Поделиться

    В Саратове отметили юбилей режиссера Юрия Киселева

    По убеждению Юрия Киселева, первое посещение ребенком театра, первое приобщение его к искусству схоже с первым купанием - главное "не обжечь" и не "заморозить" душу малыша.

    Юрий Киселев работал в Саратовском ТЮЗе более полувека, с 1943 по 1996 год. В студии при театре, потом в театральном училище Слонова выучил актерскому мастерству несколько поколений замечательных артистов, которые разъехались по всей стране. Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей, теперь утверждает, что в нашей стране нет ни одного детского театра, который бы "генетически" не был связан с саратовским ТЮЗом.

    Примечательно, что Юрий Киселев родился в семье, которая не имела никакого отношения к театру, к искусству. Режиссером детского театра в Саратове он стал в очень трудное время. Лучше, чем сказал об этом Олег Табаков, не получится: "В те дни, когда арестовали маршала Паулюса под Сталинградом, а Немирович-Данченко принуждает советское правительство открыть школу-студию МХАТ, Юрий Петрович Киселев набирает в городе Саратове студию, из которой вышли удивительные, редкого таланта драматические актеры: Алеша Быстряков, Зоя Спирина, Валентина Ермакова". Те, кто потом принес славу Саратовскому ТЮЗу.

    Лариса Уварова, актриса Саратовского театра драмы:

    - На экзаменах в театральное училище я собиралась читать монолог Антигоны. Открыла дверь, увидела лица членов приемной комиссии - больше ничего не помню. Нет, еще помню, как открыла дверь и вышла обратно.

    В подвале под училищем была пирожковая, известная всему Саратову. Я купила два пирожка с повидлом и бегом наверх. Потому что сейчас выйдет приемная комиссия и объявит тех счастливчиков, кто прошел во второй тур. Села на корточки, жую пирожок. Тут ко мне подходит дяденька и говорит: "Девочка, это ты из Тольятти?". Отвечаю: "Я". Он спрашивает: "Это ты сейчас читала монолог Антигоны?". - "Я". - "Мой тебе совет: во втором туре, читать этот же монолог. Поняла?". - "Поняла". И я действительно поняла, что прошла во второй тур, и была так счастлива. На пирожок я надавила, и повидло капнуло с другой стороны на платье, я пальцем его собрала и слизнула. А дяденька засмеялся и говорит: "Девочка ты удивительная, ты даже представить себе не можешь, какая ты удивительная". Этим "дяденькой" был Юрий Петрович Киселев.

    Иван Верховых, актер и режиссер театра Петра Фоменко, выпускник 1978 года:

    - В 1974 году я поступил на курс Юрия Петровича Киселева, и с тех пор мы были вместе с ним до 1985 года. Потом мы, группа актеров: Блохина, Катаева, Сосновский - ушли из ТЮЗа… Уходили вроде бы мирно, без конфликта, но все равно чувство вины осталось. И я поэтому счастлив, что успел попросить прощение у Юрия Петровича. Незадолго до его смерти был бенефисы Лены Блохиной, на который Юрий Петрович, к счастью, пришел. Я встал на колени и попросил прощения за все свои грехи, сказал, что он не только первый, но и самый главный учитель в моей жизни, больше всех дал в смысле профессии. В общем, объяснился ему в любви. К счастью успел, не всегда, это получается. Он сказал, что от кого не ожидал это услышать, так от меня, что очень приятно, и стал делиться своими планами. Очень хорошо поговорили, а скоро его не стало.

    … Дипломным спектаклем в училище ставили "Трех сестер", и я хотел играть Чебутыкина. Очень хотел, очень. А мне дали Тузенбаха. "Тремя сестрами" занималась в основном Елена Александровна Росс (педагог театрального училища, актриса ТЮЗа и жена Киселева - Прим. авт). И мы вошли с ней в конфликт и по поводу трактовки "Трех сестер", и Тузенбаха я не хотел играть. А надо было уже спектакль сдавать. Пришел Юрий Петрович, посмотрел и говорит: "Ну что, все хорошо ребятки. А Ване я так выстрою мизансцену, что он все время будет спиной стоять, и мы пустим фонограмму, есть хорошие записи: и Хмелев играл хорошо, и Юрский". Мое самолюбие было, конечно, страшно задето. Я собрался и сыграл.

    … Когда ТЮЗ выступал с отчетными гастролями в Москве, был прием в Министерстве культуры РСФСР. Юрий Петрович там выступал, рассказывал, что гастроли успешно прошли, аншлаги были, нас, действительно, очень хорошо принимали. После чего министр культуры Мелентьев стал кричать, мол, что вы там себе позволяете, каких-то "синих коней". Вы, мол, должны ставить пьесы про советскую власть, про ведущую роль партии. Юрий Петрович - гениальный человек - стоял на трибуне, а его унижали и оскорбляли.

    И он был вынужден ставить такие спектакли. Был такой спектакль "Зимородок", а он говорил: "Давайте прорепетируем пьесу "Зяблик". Его поправляли: "Да нет, Юрий Петрович, пьеса называется "Зимородок". Он отвечает: "Ну да. Так, вот пьеса "Зяблик"…

    Хотя ему, конечно, хотелось ставить классику. Первая серьезная работа у нас с ним была, когда Киселев ставил спектакль "Следствие". Меня тогда удивило, что Юрий Петрович прислушивался к нам, не давил, он понимал, что проблемы молодых нам ближе. И получалось такое сотворчество. Этот спектакль был знаменит своими "последствиями". Мы после спектакля по очереди покупали водку и закуску, и к нам иногда присоединялись Елена Александровна и Юрий Петрович, хотя сам он на свои спектакли обычно не ходил, берег здоровье. Приходил часто под конец. Иногда шли к ним домой.

    Однажды мы завалились неожиданно, он рассматривает альбом репродукций Тициана, а ставил в это время что-то типа "Зяблика", какую-то совсем советскую пьесу. Кто-то из нас спросил: "А что у вас Тициан - любимый художник?". Он отвечает: "Нет, я ищу мизансцену, для "Зяблика". Великий был человек.

    Повезло, что моя судьба началась рядом с таким мастером, гигантом, а потом зациклевалась с Петром Наумовичем Фоменко. Они во многом были схожи, и Пушкин у них был любимый автор. Они оба были на творчестве повернуты, фанатики работы и  нетусовочные люди, для них светиться, как-то себя пиарить было не главным.

    Владимир Краснов, народный артист России, актер МХТ, выпускник 1963 года:

    У Юрия Петровича брови были очень выразительны, настоящий барометр. Можно было сразу определить, в духе он - не в духе, нравится - не нравится. Он никогда не скрывал своих чувств, высказывал их, увлекался, мог смеяться до слез и вдруг в какую-то прострацию впасть. Здорово было наблюдать, когда Киселев смотрел спектакль, как он реагировал, все было написано на лице. Очень отдавался тому, что происходит на сцене.

    Киселев занимался театром, который исследовал жизнь человеческого духа, это он исповедовал, и я этому тоже привержен. Спектакли, где говорится о нижних частях тела, где ниспровергается все - это не мой театр. Я - за театр Киселева.

    Мария Киселева, сотрудник Союза театральных деятелей РФ:

    Определение "строгий отец" или "мягкий" к нему это как-то не подходит. Строгий - когда как сидорову козу дрессируют, мягкий - кто все прощает. Он был мудрый. Я у него первая и единственная дочь и появилась, когда он был очень взрослым человеком. Меня воспитывали так, чтобы не унизить и не обидеть, все-таки он детскую душу изучал всю свою жизнь. В нем не было ножниц между тем, что он делал на сцене и что было в его жизни. Мы много времени проводили вместе, но всегда это было какое-то дело. Очень много мне читал папа: русскую классическую литературу, сказки, пьесы. Ходил со мной в кинотеатр на детские подростковые фильмы. Летом старались вместе поехать в отпуск, не только отдохнуть, но и что-то увидеть.

    Какой спектакль любимый? Был в свое время потрясающий спектакль "Мальчики" (инсценировка Виктора Розова по роману "Братья Карамазовы" - Прим. авт.), был "Золотой ключик", это ведь все еще рождалось на моих глазах, на нашей кухне. К сожалению, Юрий Петрович не записывал никогда ход работы над спектаклем, поэтому все режиссерские партитуры, они ушли вместе с ним, ничего не осталось…

    Олег Табаков, народный артист СССР, юный зритель Саратовского ТЮЗа:

    Я был маленьким мальчиком, когда в нашей коммунальной квартире в Саратове жил профессор-психиатр, который лечил от алкоголизма местных мандаринов. Ему регулярно приносили билеты в ТЮЗ, на одни и те же места, это был четвертый ряд, 9 и 10 место. Поскольку дядя Володя, Владимир Григорьевич, не особенно часто ходил в театр, все эти контрамарки загребал я. В день, когда был очередной спектакль, я с утра приходил к зданию ТЮЗа, огибал его, рассматривал фотографии тех, кто будет играть. А уж вечером вернувшись из школы, шел в театр. Это был редкий цветник дарований: там были Давыдов, Начинкин, там был Александр Иванович Щеголев, самый талантливый провинциальный артист Советского Союза. Они своим талантом, талантом Юрия Петровича, который давал им возможность так организовываться, поселили в моей самонадеянной душе надежду, что и я так когда-нибудь…

    Еще один саратовский мальчишка, в будущем другой великий российский артист Олег Янковский, смотрел спектакли ТЮЗа с "верхнего" яруса. Как вспоминает его брат Николай Иванович, в детстве они пробирались на чердак театра, откуда и наблюдали за происходящим на сцене. За билетами в ТЮЗ вплоть до 80-х годов прошлого века в Саратове выстраивались огромные очереди.

    За 17 лет прошедших после ухода Юрия Киселева, многое изменилось. Старое здание театра с киселевской сценой стоит пустое после пожара 2012 года. Труппа саратовского ТЮЗа играет спектакли на новой сцене, о которой Юрий Петрович, по словам его коллег, "вожделенно мечтал" при жизни.

    По новому адресу

    В Саратове появилась новая площадь - Юрия Петровича Киселева. Такое решение было принято городскими властями накануне юбилея известного детского театрального режиссера. Теперь у Саратовского ТЮЗа новый адрес - Площадь Киселева,1. Кроме того в театре открылся музей и "киселевская" выставка. На сцене ТЮЗа проходит также ретроспектива спектаклей, поставленных в разные годы учениками мастера: Юрием Ошеровым, Александром Соловьевым, Григорием Цинманом и Сергеем Пускепалисом.

    Поделиться