Новости

27.02.2014 00:12
Рубрика: Культура

Прекрасное далеко

Народному автору народных мелодий Евгению Крылатову - 80 лет
В начале марта прошлого года, когда две огромных плотных реки участников шествия-митинга в защиту детей, жертв западной ювеналки, сомкнулись на Новопушкинской площади, над людским морем родниковой чистотой зазвенело "Прекрасное далёко".

Песни этого композитора давно выплеснулись за рамки фильмов и социальных границ. Его имя в последние годы не звучало в телевизионных прайм-тайм-передачах и почти не появлялось на страницах бумажных СМИ. А народ пел, исполнял, переписывал его хиты, уже вошедшие в сокровищницу музыки.

Евгений Павлович, Россия начинает вспоминать имя человека, записавшего музыку ее души. Откуда истоки вашего таланта? Откуда родниковость и хрустальность ваших мелодий?

Евгений Крылатов: Птица не знает, почему она поет именно так. И я не знаю, откуда. Хотя, конечно, все идет из детства - от маминых глаз, улыбки, от ее чистого голоса.

Она любила петь?

Евгений Крылатов: Очень. Она была из простой крестьянской семьи и знала огромное количество пословиц, поговорок, прибауток, пела удивительные, редкие крестьянские песни.

Но и мой отец очень любил музыку. Я родился в небольшом городке Лысьва на пермской земле. Отец именно там рано пошел работать и на первую зарплату купил себе… скрипку. Позже, уже в Перми, у нас в доме по-прежнему не было мебели, но было много только появившихся тогда пластинок с классической музыкой. И еще у нас был длиннющий рояль-прямострунка XVIII века…

В маленьком городе?! А играл на нем уже будущий композитор?

Евгений Крылатов: Да, на "черном крокодиле" играл уже я. Это было логическое развитие событий: "дирижирование" малыша перед черной тарелкой репродуктора, подпевание маме, музыкальный кружок (раньше, чем образовательная школа) при Доме пионеров в Мотовилихе, районе Перми, музыкальная школа - с упражнениями дома на бумажной клавиатуре, вырезанной из "Самоучителя игры на фортепиано".

"Черного крокодила" в те очень тяжелые годы нам дало напрокат местное управление культуры. Позже маме удалось выменять-купить небольшой рояль у женщины, эвакуированной из Ленинграда.

Вам везло на педагогов-профессионалов в детстве и в юности? Талант талантом, но ему нужна огранка…

Евгений Крылатов: Промысел был милостив ко мне. Когда я учился в Пермском музучилище, из другого города приехала преподаватель Ирина Гладкова, сама замечательный композитор и чудесный человек. Благодаря ее занятиям со мной и моим другом Сашей Немтиным (абсолютно бесплатным, кстати, занятиям), моя судьба сильно изменилась.

В 1953 году Московская консерватория устроила отборочный смотр сочиняющих студентов из провинциальных музучилищ. Отправили нас с Александром Немтиным. А через какое-то время в Пермь пришло письмо, подписанное знаменитым композитором профессором Юрием Шапориным, тогда деканом отделения классической музыки, с рекомендацией для поступления в Московскую консерваторию.

Я учился на двух факультетах - по классу фортепиано у известного профессора Владимира Натансона и по классу сочинения у профессора Михаила Чулаки. Михаил Иванович - выдающийся общественно-музыкальный деятель и замечательный человек. Он растил из нас творцов-профессионалов, но при этом не только показывал, "где легато, где фермата", а был нам еще и отцом. Заботился о бытовой стороне нашей жизни, помогал советами и даже финансово. Для меня это было большой поддержкой, еще и потому, что я рано женился.

Женились вы, насколько известно, на красавице Севиль, сестре вашего однокурсника Алемдара Караманова…

Евгений Крылатов: О, она была поразительно красива! Да она и сейчас красива. Мы вместе 57 лет! В первые годы нашей жизни нам почти негде и не на что было жить, но она, молодая женщина, не обращала на это внимания. Я до сих пор благодарен ей за это. У нее твердый характер, который не раз помогал и мне. Севиль Сабитовна сыграла большую роль в становлении меня как художника. Такой жены - преданной, верной, любящей, заботливой плюс великолепной хозяйки - просто не найти.

Ее брат Алемдар был непререкаемым авторитетом, лидером нашей композиторской группы. Мы понимали, что рядом с нами - звезда мировой величины. Со мной учились Альфред Шнитке, Эдуард Лазарев. В это же время студентами консерватории были Щедрин, Пахмутова, Саульский, Рыбников, Денисов, Губайдуллина, Эшпай.

Блестящие имена! Кстати, музыку каких композиторов - отечественных и зарубежных - вы особенно цените?

Евгений Крылатов: Очень многих. Из русских - на первом месте Чайковский, Рахманинов, ранний Скрябин. Из современных - Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Геннадий Гладков, Рыбников, грандиозный композитор Караманов…

Из западных трудно перечислить - Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шопен. На самом деле я больше всех других занятий люблю музыку! И, прежде всего, романтическую.

Это чувствуется. Хотя ваше творчество чего только не вместило! Балет "Цветик-семицветик", который пять лет шел на сцене Большого театра. Музыка к театральным спектаклям, поставленным на лучших площадках Советского Союза…

Евгений Крылатов: Самая любимая - к спектаклю "Ромео и Джульетта" в МТЮЗе…

А еще музыка к документальным картинам. Мультики, чудесный "Умка"!

Евгений Крылатов: По сути, с музыки к этому мультфильму и начались известные теперь многим мелодии к мульт- и кинофильмам. Моя музыка звучит в 43 мультфильмах. Правда, помню я только "Умку", "Дед Мороз и лето", "Простоквашино".

Говорят, когда худсовет Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького обсуждал в 1971 году готовый к показу фильм "Достояние республики", редактор сказала: "Покажите мне этого композитора. По такой музыке надо учить студентов, как сочинять: это же хрестоматия". Это правда?

Евгений Крылатов: Да, мне рассказали об этом: я не ходил на худсоветы, очень волновался. С кинофильмов "О любви" (1970), "Достояние республики" (1971), "Ох, уж эта Настя" (1971) началось мое сотрудничество с кинематографом. Итог - музыка более чем к 140 фильмам, художественным и документальным, и мультфильмам.

Но моя самая любимая работа в кино - мелодии российско-болгарского фильма "Русалочка" (1976). И очень радостно, что почти все мои слушатели, как выяснилось, относятся к ним так же тепло. В "Гостевой книге" сайта www.krylatov.ru есть записи вроде той, что оставила девушка из Уссурийска: "У меня всегда слезы ручьем бегут под вашу мелодию из фильма "Русалочка".

Признаюсь, что ежедневно в течение многих лет появляющиеся в "Гостевой" безыскусные послания из разных концов бывшего Союза стали нектаром для моей души. В условиях равнодушия СМИ проявление этой всенародной трогательной любви воскрешает. Разве не чудо, что многие мои песни в народе популярнее моей фамилии!

Самые "народные", конечно, - "Крылатые качели" ("Приключения Электроника", 1979) и "Прекрасное далёко" ("Гостья из будущего", 1984)?

Евгений Крылатов: "Прекрасное далёко" проникло во все социальные группы. По свидетельству YouTube, песню поют маленькие дети и дородные матроны, молодежь в ночных дискотеках и компании в подъездах, поп-рок-группы а-ля рюс и прихожане католической церкви…

А "Крылатые качели" - моя визитная карточка. Когда мы записали песню, режиссер картины "Приключения Электроника" Константин Бромберг, очень музыкальный человек, ожидая чего-то другого, расстроился: "Да, песня не получилась…" Я говорю: "Может, в детских хорах ее будут петь". Он в сердцах говорит: "Надо, чтобы в ресторанах пели". Прошло тридцать лет. Песню поют в ресторанах, на фестивалях, поют китайцы в Китае на почти чистом русском языке…

Конечно, в том, что многие из написанных мною песен "пошли" в народ, огромная заслуга и поэтов, подаривших им стихи. Я очень ценю доверие ко мне Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадуллиной, Игоря Шаферана, Леонида Дербенева. И, конечно, моего самого верного соавтора, поэта Юрия Энтина. Этот человек создал свой мир, открытый детям.

А вы, Евгений Павлович, - маэстро от Бога (цитирую вашу "Гостевую"). Но что случилось в России с нашей любимой детской песней? Куда она исчезла и как ее вернуть?

Евгений Крылатов: Высокий уровень детской песни задали композиторы Гладков, Шаинский, Рыбников, Минков, и мне удалось немножко на этой ниве поработать. Эта песня почти неразрывно была связана с детскими мультфильмами и кино. Отсутствие государственного интереса и денег погубило фильмы, а с ними исчезла и хорошая песня.

Сегодня в России огромное количество детских хоров, ансамблей, солистов. Проводятся фестивали. При этом тексты песен, как правило, пишут руководители этих коллективов. Но вы же согласитесь, что с Евтушенко и Энтиным они конкурировать не в состоянии? Да и целью текстов и исполнителей, к сожалению, часто становится подражание взрослым.

Детской аудитории, конечно, не хватает песен, созвучных детской душе. Думаю, дети и сейчас остаются такими же, какими были раньше. Романтичными, жаждущими хорошей мелодии и сильных образов, а не перепевания взрослых шлягеров. Детские песни должны создаваться, пока существуют дети и детство! Создаваться профессионалами, прежде всего. Даже если это "неинтересно” с прагматической стороны. Это задача государства, гражданского и культурного сообщества.

Возвращаясь к вашему замечательному юбилею, скажите, пожалуйста, вы довольны тем, что создано за эти годы?

Евгений Крылатов: Жизнь все-таки прекрасна. Молодой человек из провинции (в те годы и в такой профессиональной области это было особенно трудно) получил замечательное образование… Всю жизнь я трудился, памятуя о словах Чайковского: "Вдохновение не посещает ленивых". Но время от времени чувствовал, что еще и Кто-то незримый заботится обо мне. Судя по записям в моей "Гостевой книге", смею надеяться, моя творческая судьба сложилась, а музыка, написанная мною, не канула в Лету.

Несмотря на все свои ошибки, жизнь старался прожить честно. Не святой я человек, но сознательно ни у кого ничего не взял; ничего, что взял, не вернул бы. У меня верная жена, имя которой означает "любимая", и замечательные дети Павел и Мария - необычные, но тоже нашедшие себя.

Я люблю свою Родину и, если удастся еще послужить ей, буду рад этой милости ко мне.

От редакции

Е.П. Крылатов - член Союзов композиторов, кинематографистов и театральных деятелей, лауреат Государственной премии СССР (1982), лауреат премии Ленинского комсомола (1984), народный артист России (1994).

Две мечты композитора Крылатова

• Провести в Кремлевском дворце съездов концерт "Композитор Крылатов - детям России"
• Создать на основе музыки к фильму "Русалочка" новое произведение для сцены

Из "Гостевой" на сайте www.krylatov.ru:

• Спасибо огромное, что Господь дал Вас советским детям! (Лиза, Москва, 26.10.2007)
• Dear Yevgeni Pavlovich! (…) As my mind, you are one of world`s best movie soundtrack authors up to standard of Francis Lai (Френсис Лей) and Ennio Morricone (Эннио Морриконе) (Captain Baloo, Cape Suzette, 23.02.2009)
• С каждым годом ваши песни, музыка становятся все ценнее и ценнее (Лена, 13.11.2011)
• Пока вы живы - жива Россия! Россия вечна - значит, и вы в веках! (Владимир, Тамбов, 31.12.2011)
• Ваши песни сформировали систему ценностей и идеалов моего поколения (родившегося в конце 60-х гг.). Они открыли дорогу в храм (Владимир, СПб, 02.04.2012)
• Ваша музыка поднимает над обыденностью и суетой, вселяет такую любовь к жизни! (Кристина, 26.11.2012)
• Пусть Господь поселит вас в раю, но ПОПОЗЖЕ!!! (Андрей, 19.03.2013)
• Не сомневаюсь, что вашу музыку с удовольствием слушают и Ангелы (Марк Михайлович, 8.10.2013)
• Посреди всего негатива, ваша музыка - это луч света (Участковый, 13.01.2014)

Культура Музыка Культура Кино и ТВ Наше кино Лучшие интервью
Добавьте RG.RU 
в избранные источники