Легков просто сиял и с неподдельной душевной теплотой говорил о всех, кто так или иначе оказался причастен к его победе. Сам Александр в детстве занимался биатлоном, поэтому дружит с ребятами из нашей тоже "золотой" команды стреляющих лыжников. Он признался, что их успех накануне марафона его сильно впечатлил и заставил не отставать от друзей.
На финише у вас с Вылегжанином и Черноусовым действительно была командная тактика борьбы или так только показалось со стороны?
Александр Легков: Изначально командную тактику, если честно, мы не планировали. Но уже ближе к финишу она сама собой возникла. И хотелось поблагодарить Максима и Илью, что они все поняли правильно и вели борьбу на лыжне именно так, как и нужно было. Норвежца Сундбю мы красиво задвинули назад.
Вы когда собирались атаковать из лидирующей группы?
Александр Легков: Определил для себя точку примерно в районе 48-го километра. Это там, где начинается трудный подъем. Еще в прошлом сезоне тренеры мне говорили: Вот тут у тебя "флажочек". Отсюда бежишь на всю катушку и на финише обязан "умереть".
По ходу гонки слышали, что кричат болельщики?
Александр Легков: Только общий фон. Прислушивался к подсказкам тренеров, которые подгоняли нас по лыжне, давали нужную информацию.
Могли предположить до старта, что все три медали достанутся россиянам?
Александр Легков: Ну, нет. На такой потрясающий результат я, конечно, не рассчитывал. Об этом можно было только мечтать. Реальность превзошла все ожидания. Я был уверен, что мы сможем побороться за призовые места, но чтобы такой успех! Стоять втроем со своими ребятами на пьедестале - это, уж поверье, огромнейшее счастья для спортсмена.
Вы в курсе, что поболеть за лыжников пришли олимпийские чемпионы в биатлонной эстафете Антон Шипулин и Дмитрий Малышко?
Александр Легков: Да, накануне они говорили, что обязательно придут на стадион смотреть лыжный марафон. Кстати, я им перед эстафетой говорил: "Вы должны выиграть эту гонку. Хватит уже нюни распускать". Я их выступление смотрел урывками, сам нервничал перед своим стартом. А тут еще эмоции расплескал, переживая за биатлонистов. Сразу после финиша я парням сбросил поздравительные эсэмэски. И спокойно лег спать. Малышко и Шипулин со своими золотыми наградами мне снились. Спасибо парням, они задали мне планку. И я пошел на этой победной волне.
Где будете хранить свою золотую медаль?
Александр Легков: Наверное, отдам ее родителям. Пусть смотрят и радуются за сына. Я им хочу сказать огромное спасибо за то, что они для меня сделали. Еще я очень благодарен своему тренеру Юрию Бородавко, который заложил мне базу, Рето Бургемайстеру, с которым работаю сейчас. В моей победе есть заслуга министра спорта Виталия Мутко, он здорово меня подбадривал, руководителя Центра спортивной подготовки Александра Кравцова, многих других.
Осознаете, что именно ваша победа на "полтиннике" гарантировала России победу в общем зачете Олимпиады?
Александр Легков: Рано утром я просматривал новости в интернете и увидел заголовок: "Вся надежда на Легкова и Зубкова". И подумал, черт возьми, какая большая ответственность. Сразу закрыл страничку. Зачем я это смотрел? Постарался отвлечься от этих мыслей, такого давления. Вообще, я не очень верил, что Россия станет лучшей на этой Олимпиаде по числу золотых медалей. Да ведь и вы не верили тоже, правда? Я предполагал, что все наши спортсмены будут достойно бороться выкладываться на сто процентов, но чтобы такой результат!
Вам лично часто раньше не везло. Согласны?
Александр Легков: Наш вид спорта совсем непростой. Неудачи? Нет, не надо их на меня вешать. Я выигрывал и гонки Кубков мира, и общий зачет, был лучшим на "Тур де Ски". Да, к своей самой большой, олимпийской победе я шел долгих целых полтора десятка лет. Я взял это "золото" не потому, что хотел кому-то что-то доказывать. И теперь я знаю, что не зря прожил в большом спорте долгую и трудную жизнь. Она продолжается.
Отдохнуть, расслабиться после такого триумфа получится?
Александр Легков: Времени в обрез. Сразу вылетаем в финский Лахти, готовиться к оставшимся стартам сезона. Я хочу еще побороться за победу в дистанционном зачете Кубка мира. Не факт, что это получится, но после олимпийской победы в марафоне есть кураж, есть настроение и новые силы.
Не удивило, что ваш извечный соперник норвежец Петтер Нортуг в Сочи выступил не на своем уровне, ничего не выиграл?
Александр Легков: На мой взгляд, он сейчас далек от своей лучшей формы. Но все равно Петтер - король лыжных гонок. Его прежние победы не зачеркнуть этой Олимпиадой. Наконец-то и мне удалось выиграть что-то очень серьезное.
Глава нашей федерации лыжных гонок Елена Вяльбе говорит, что теперь король - это Легков…
Александр Легков: Слышать это мне очень приятно. Но чтобы считаться королем, надо было еще что-то выиграть. "Тридцатку", например. В смысле скиатлон. Вспоминаю, что незадолго до Олимпиады, когда победил на "пятнашке" в Кубке мира, вечерком посмотрел в интернете запись серебряной гонки Жени Дементьева на Играх в Турине. Он мог тогда выиграть марафон у итальянца Ди Ченты. И теперь я понимаю, что не зря пересмотрел ту запись.