Все напряженнейшие олимпийские дни они рядом со спортсменами и гостями Олимпиады. Всегда начеку. Потому что Олимпиада - это не только рекорды, победы и поражения. Это еще и травмы, и болячки, и просто простуды...
О моем приезде узнает главный врач 4-й адлерской больницы Константин Офлиди: "Почему не позвонили? Я бы встретил". В мой прошлый приезд в Сочи он мне показывал, каким будет новый корпус. Теперь хочет показать все заново. Тем более что есть что показать, есть что посмотреть. В эти дни в больнице трудятся не только свои работники, но и лучшие сотрудники других больниц края. Никто не делит специалистов на своих и чужих.
Работы прибавилось?
Константин Офлиди: Особое внимание спортсменам, работникам олимпийских объектов, иностранным гостям, болельщикам. Но больница работает и будет работать для местных жителей. Они почувствовали исключительный медицинский сервис, знают, что сейчас здесь лучшие специалисты со всего края.
Основные причины обращений ?
Константин Офлиди: Травмы, большие и малые, острые хирургические болезни. Каждый день оперируем, лечим, даем рекомендации. Обычные больничные будни.
Иностранные пациенты платят за помощь?
Константин Офлиди: Напрямую не платят. Все расходы покрывают страховые компании. Есть договоренности, никаких проблем в этом плане нет.
Вы еще осенью начали запасать лекарства и расходные материалы на всю олимпиаду. Кто дал средства?
Константин Офлиди: Администрация Краснодарского края, министерство здравоохранения края.
Большую территорию обслуживаете?
Константин Офлиди: К нашей больнице прикреплен так называемый Прибрежный кластер. Это 22 медицинских пункта. К нам прикомандировано 799 медицинских работников из Краснодарского края, Татарстана, Москвы. Обслуживаем все объекты олимпийского парка.
Вы бываете на соревнованиях?
Константин Офлиди: Был только на репетиции открытия Олимпиады. Прикованы к работе. Сейчас так работают все медики Краснодарского края.
Накануне моего прилета из больницы N 4, которая в Сочи, выписали шестидесятилетнего англичанина. У него внезапно появились признаки артериального тромбоза ноги - очень грозное состояние. Промедление... и человек потеряет ногу из-за гангрены. Нужна срочная, сложная операция.
- Иван, - обращаюсь к ведущему сосудистому хирургу из Краснодарской краевой клинической больницы N1 имени Очаповского Ивану Колотовкину, - англичанин не испугался, что оперировать будут в Сочи?
- Ничуть. Он сказал: "Я уверен, ваши парни знают, что делают". Мы все и сделали. Он пробыл у нас 7 дней. После операции он у меня спросил: "Я вам что-то должен?". Ответил: "Нет. Все покроет ваша страховка".
Ивану Колотовкину 40 лет. Он проводит сложнейшие операции на сосудах конечностей, избавляет от тромбоэмболии, оперирует на сонных артериях. Стажировался в лучших европейских клиниках. Впрочем, такую стажировку прошли почти все специалисты олимпийской медицинской команды. Со всеми поговорить, естественно, не смогла. С некоторыми. Марату Хатхе 42 года. Нейрохирург. Выпускник кубанской медицинской академии. Стажировался в Германии, Финляндии, Швейцарии. Оперирует сосудистые заболевания головного мозга. Про него говорят: "Очень аккуратный нейрохирург". А это так важно! Ведь он имеет дело с мозгом! Вот на днях привезли молодую женщину с кровоизлиянием под оболочку мозга. Фактически она была обречена, если бы... Если бы в это время в больнице не было Марата. Пациентку быстро обследовали в сосудистом центре, который на территории больницы. И доставили в операционную. Операция шла три часа. Установили клипсы, все восстановили. Сейчас пациентка в отделении нейрохирургии.
У Марата в Краснодаре жена, сын, дочка. А он тут фактически круглые сутки. И не вернется домой, пока не закончится все, в том числе и Паралимпийские игры.
- Марат, не жалеете, что согласились работать на Олимпиаде?
- Ни одной минуты не жалею. Хотя сами игры видим - и то урывками - лишь на телеэкране. У нас тут своя задача - помочь местным специалистам освоить новое оборудование, расширить спектр операций. Здесь каждый год отдыхают тысячи людей. После Олимпиады будет большой спрос на Сочи. И медицинская помощь должна быть на высоте.
Сереже Плясову 33 года. Он тоже выпускник Кубанской медицинской академии. И тоже стажировался в Германии, Испании, Питере. Сергей нейротравматолог (вертебролог). Жалеет, что английским владеет не в полную силу. В Краснодаре у него жена, сын Саша. Мой вопрос о времени прихода и ухода с работы удивляет: "А я не ухожу - я постоянно здесь". Сергей оперирует травмы, заболевания, опухоли позвоночника. Основное место работы - отделение хирургии позвоночника Краснодарской краевой больницы N1. И его опыт базируется на ежегодных 2000 операций, которые выполняются в отделении.
46-летний Арсен Попов заведует хирургическим отделением этой больницы. Впервые в Краснодарском крае он и профессор Владимир Медведев провели пересадку поджелудочной железы вместе с почкой. Но более всего Арсен известен тем, что успешно пересаживает печень. За последние три года на его счету 80 (!) таких пересадок
Анестезиологу-реаниматологу Ивану Шолину 40 лет. Стажировался за рубежом. Иван рассказывает: "Доставила "скорая" пациента - три ножевых ранения в грудную клетку. Огромная кровопотеря, шок. Противошоковая палата. Через десять минут пациент уже был в операционной. Наша команда все сделала быстро. Безнадежный пациент поправляется..." 42-летний Александр Шевченко главный травматолог-ортопед Краснодарского края приехал в Сочи за две недели до начала Игр. Постоянное место работы во время Олимпиады - больница N 8 в Красной Поляне - основной больницы Горного кластера. "За время Игр, - рассказал Александр, - здесь сделано более 50 экстренных операции. Самые сложные делал сам. Олимпиада без травм не бывает. Мы круглосуточно принимаем пациентов. Живем в больницах. Олимпиада - это огромная ответственность".
- Эта олимпиада отличается особой травматичностью?
- Нет! Уровень травматизма среди спортсменов не отличается от других зимних Олимпиад. Вот волонтер получил травму в горах. Ему оказали первичную помощь по поводу открытого перелома голени. На вертолете доставили в больницу. Оперировал его вместе с главным хирургом края Анатолием Анатольевичем Завражным и местными врачами. Операция длилась два часа. Это было 13 февраля. Сейчас состояние пациента нормальное - он самостоятельно ходит.
Мне очень помогала в моей сочинской командировке заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом Краснодарской краевой клинической больницы N1 имени Очаповского Ольга Гаранина. Помимо основной работы она учит своих сочинских коллег новейшим методам организации сестринской помощи. А главный врач этой больницы профессор Владимир Порханов в паре с торакальным хирургом Игорем Поляковым провел здесь 4 экстренные и 2 плановые сложнейшие операции на легких.
В Сочи сейчас трудно разглядеть, кто тут всегда живет и работает, а кто прибыл на время Игр. Главный врач Сочинской больницы N 4 Юрий Ширяев, кстати, он оказывается мой земляк - из Нижнего Новгорода - во время Игр из больницы практически не уходит
- Юрий Егорович, приезжие мешают?
- Напротив. Это великолепная школа, это уникальная возможность учиться на рабочем месте.
... Жила в отеле "Жемчужина". Здесь, как и везде в Сочи, все дышит Олимпиадой. У большинства - таблички с олимпийской аккредитацией. Случайно услышала разговор двух дам в гостиничном бутике. Одна говорит другой: "Пригласили в Сочи самых лучших. А кончится Олимпиада, все уедут. Что останется?".
Да, на Олимпиаду отбирают лучших из самых лучших, из самых достойных. Таково ее, Олимпиады, предназначение. И медики тут сейчас тоже самые лучшие. Да, кончатся Игры. Разъедутся все по домам. Но построенные в честь Олимпиады объекты, в том числе великолепные больницы, останутся. И главное: в них будут работать те, кто сейчас участвует в гигантском мастер-классе. Сочи изменилось не только внешне. Сочи по праву претендует на мировой центр культурных, оздоровительных, спортивных, научных мероприятий. Им надо соответствовать. И по уровню медицинской помощи тоже.
Сергей Коровашкин, назначенный в 2010 году заместителем министра здравоохранения Краснодарского края по медицинскому обеспечению Олимпийских игр:
Кубань выделила немалые средства на модернизацию всей службы здоровья Сочи. Новый корпус городской больницы N 4 города Сочи (не путать с больницей N 4, которая в Адлере, с которой мы начали эти заметки. - Авт.) на 300 коек тоже построен к олимпиаде. А еще построена больница N 8 в Красной Поляне на 150 коек. Новая инфекционная больница - лучшая в России. Полностью обновлен автомобильный парк "скорой помощи". Средняя скорость прибытия "скорой" - не более 20 минут. Отремонтировали все поликлиники. Подбирался медперсонал. Надо было, чтобы медики, причастные к Олимпийским играм, могли объясняться на английском языке. Проверялись профессиональные знания, психологическая устойчивость. Режим работы во время мероприятий круглосуточный. Не все прошли эти барьеры!
Ведущие специалисты стажировались в лучших клиниках тех стран, где проходили олимпиады, и в лучших российских клиниках. Перенимали опыт коллег, прошедших через похожие мероприятия. Все работают в штатном режиме. В той же краевой клинической больнице N 1 в Краснодаре каждый день проводится 200 операций, поликлиники принимают ежедневно 2500 больных. Подобная ситуация в остальных медицинских учреждениях края.
Олимпиада - своего рода стресс. А стресс - это нередко новые инфаркты, новые инсульты, обострения хронических болезней. Есть данные их роста в период Олимпиады?
Коровашкин: Нет. Во всяком случае пока нет. Видимо, все перекрывает сам факт: Олимпиада в нашем крае, в нашей стране. Адреналин, воодушевление, радость от такого события гонит хвори прочь!