Ирина Умняшова: Когда с детьми что-то происходит, виноваты взрослые

Наш разговор сегодня - с заведующей лабораторией модернизации психологической службы системы образования Московского психолого-педагогического университета Москвы Ириной Борисовной Умняшовой. Именно эта лаборатория  подготовила план предстоящей переаттестации, которую объявили столичные власти после ужасной трагедии в школе №263. Но может ли реально обеспечить безопасность в школе простой психолог? "РГ" выяснила, например, что родители стрелявшего в учителя десятиклассника Сергея Гордеева за помощью к психологу никогда обращались. Мало того, мама подростка  была там всего несколько раз за 10 лет, воспитанием мальчика занималась бабушка. Сейчас всех его одноклассников чуть ли не ежедневно возят на допросы, на них всех следователи запросили характеристики от учителей. Вопрос о безопасности школы по-прежнему стоит также остро. Какова роль во всем этом отводится школьному психологу и что изменится после переаттестации?

Ирина Борисовна, расскажите нашим читателям как строится работа школьного психолога?

Ирина Умняшова: Это очень правильный вопрос. Потому что от того, как строит свою работу психолог, зависит очень многое. А он ее должен строить по основным направлениям того учебного заведения в котором работает, в том числе в зависимости от  образовательной программы, которая существует в школе, и от особенностей самих учеников. Работа психолога может быть направлена на выявление высокомотивированных и одаренных детей, помощь учителю в разработке индивидуальных занятий для юных талантов. Если в образовательном учреждении существует психологическая служба, то перед ней стоит целый комплекс задач, который значительно шире, чем те задачи, которые решает всего один специалист. В любом случае, будь то служба, или один психолог, всю свою работу они согласуют с руководством школы в соответствии с требованиями, которые есть в этом учебном заведении.

Давайте разберем ситуацию, когда в школе работает всего один психолог.

Ирина Умняшова: Понятно, что за одним психологом нельзя закрепить все направления сразу. Я прихожу в школу работать психологом, и мне говорят, что моя главная задача -  чтобы в школе ничего не случалось.

То есть, как раз перед вами ставят задачу - обеспечить безопасность?

Ирина Умняшова: Да, моя задача - раннее выявление и профилактика возможных рисков. Я должна быть хорошим диагностом, чтобы наблюдать все изменения в поведении детей, выявлять "группы риска", просвещать и консультировать педагогов и родителей как грамотно взаимодействовать с этими детьми и корректировать их поведение. Проводить развивающие занятия (после получения согласия от родителей или законных представителей). Задача не из простых, но если все время плотно работать с учителями, родителями, постоянно общаться с ними, знать, что ежедневно происходит в классах, отдельно с каждым учеником, то любое изменение в поведении ребенка, будет заметно. Он вдруг стал хуже учиться, плохо себя вести и т.д.. Задача раннего выявления и профилактики рискованного поведения - это системная задача, ее должны  решать вместе педагоги с родителями, а психолог может реально помочь в этом. Потому что имеет представление о признаках и способах проявления такого рода поведения, а также о способах его коррекции.

Если психолог заметил это пограничное состояние, что он должен делать? Просить разрешения у родителей, чтобы начинать работать с этим ребенком?

Ирина Умняшова: Разрешение должно быть обязательно. Но очень важно не делать поспешных выводов и ни в коем случае не ставить какие-либо диагнозы, а постараться более глубоко проанализировать ситуацию, собрать дополнительные сведения о ребенке - посмотреть его медкарту, пообщаться с педагогами, встретиться с родителями. Часто бывает, что причины такого поведения находятся либо в семейной ситуации, либо требуют вмешательства медицинских работников - и тогда психолог может посоветовать родителям к каким именно специалистам следует обратиться за консультацией. Если же у психолога есть соответствующие профессиональные навыки - он может предложить родителям поработать с ребенком сам. А если случай все же больше имеет отношение к медицине, к психиатрии, то тогда, конечно лучше сразу выходить на родителей, и лучше это опять же делать через педагогов. Они педагогам доверяют гораздо больше и быстрее прислушаются. Быть неким посредником между педагогом и родителями.

Родители не доверяют психологам?

Ирина Умняшова: Доверие родителей к психологу во многом зависит от него самого. Чего боятся родители? Оценочного суждения о своем ребенке, о своей семье. Если у ребенка есть проблемы, возможно, они есть и в семье - или родители не видят этой проблемы. Чтобы психологу доверяли родители, он должен больше участвовать в жизни школы, каждого класса, ходить на родительские собрания, завести свою страницу на школьном сайте. Я когда в свое время пришла работать в школу психологом, первым делом вывесила в школе объявление с перечнем вопросов, по которым ко мне можно обращаться. Если родители шли даже с теми вопросами, которые не в моей компетенции, просто советовала куда лучше обратиться, если не могу помочь сама. Кстати, в помощь родителям есть очень хороший сайт "Детская психология для родителей", автор которого - наш университет.

То есть, если я как родитель не знаю своего школьного психолога, то это он недостаточно хорошо строит свою работу?

Ирина Умняшова: Возможно, что психолог мало информировал родителей о своей работе, но это еще не значит, что он плохо работает. Возможно, руководство школы определило основное направление работы психолога как "психологическое сопровождение учащихся начальной школы", а ваш ребенок уже учится в средней или старшей школе.

После трагедии в 263 школе работали психологи МЧС, Московской психологической службы и Центра экстренной психологической помощи МГППУ. Школьные психологи с такими ситуациями не справляются? Как вообще можно оценить результат работы последних?.

Ирина Умняшова: Некоторые школьные психологи тоже могут оказывать экстренную психологическую помощь, если они прошли специальное обучение. Но большинство школьных психологов владеют методами профилактической и консультативной работы, их деятельность направлена на поддержку и сохранение психологического здоровья ребенка, а также создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении. Чем лучше атмосфера в школе, чем она дружелюбнее и комфортнее, тем лучше и эффективнее работает школьный психолог. Но при этом каждому школьному психологу необходимо уметь решать экстренные запросы и реагировать на различные ситуации, происходящие с детьми. Полгода назад, например, была вспышка суицидов. Бывают другие сложные ситуации.

А чего вы ждете от переаттестации?

Ирина Умняшова: Я надеюсь, что результат предстоящий аттестации низким не будет. Я много общаюсь с коллегами на конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации и знаю, что в Москве работает немало квалифицированных специалистов.

Мы в самом начале говорили о том, как психолог работает по мотивации школьников, а что мотивирует психолога, когда он видит, что средняя зарплата у педагогов в столице 70 000 рублей, а у него вдвое меньше?

Ирина Умняшова: Согласна, так быть не должно. И я знаю, что некоторые образовательные учреждения, меняют систему оплаты, разрабатывают систему стимулирующих надбавок, в том числе и у психологов, и чем выше специалист показывает результаты, чем эффективнее его работа, тем выше зарплата.

В итоге, скажите, школьный психолог должен нести ответственность, за то, что ученик его школы устроил кровавую расправу в школе?

Ирина Умняшова: Я считаю, что ответственность несут  все взрослые: и родители, и учителя, и психологи. Ребенок проводит почти 50 процентов дома и столько же - в школе. Два выходных перед тем, как явиться вооруженным в школу, он был дома. Что там случилось, что происходило? Мы не знаем. В любом случае, педагоги, психологи, ответственности с себя не снимают, это точно. Когда с нашими детьми происходит что-то неладное, чаще всего виноваты мы, взрослые, в первую очередь, потому что не заметили, что с ребенком что-то происходит.

Кстати

Лабораторию модернизации психологической службы системы образования Московского психолого-педагогического университета Москвы, которую возглавляет Ирина Борисовна Умняшова по поручению вице-премьера Ольги Голодец участвует в программе по модернизации психологической службы системы образования.