Если в Кремле и Белом доме рассчитывают, что углубление экономического сотрудничества сможет сбалансировать политические отношения России и США, то деловые круги всерьез надеются на существенный рост забуксовавшего российско-американского товарооборота - в последние два года он медленно снижается и застыл на отметке в 27,7 миллиардов долларов.
Между тем, как стало известно "РГ", бизнес-сообщество США, заинтересованное в расширении своих инвестиций в России, уже подготовило отдельную "дорожную карту" с соответствующими рекомендациями для министра экономики РФ Алексея Улюкаева и министра торговли США Пенни Притцкер.
Накануне визита г-на Улюкаева в Вашингтон "РГ" побеседовала с президентом Американо-российского делового совета (АРДС - ассоциация из более, чем 230 ведущих компаний США с бизнес-интересами в России) Дэниелом Расселлом, принимающего практической участие в работе по продвижению двусторонней торгово-экономической повестки.
С точки зрения американского бизнеса, каковы ключевые вопросы, на которых сегодня должны сконцентрироваться чиновники, ответственные за развитие торговых отношений между США и Россией?
Дэниел Расселл: Мы горячо приветствуем визит министра Улюкаева. Считаем, что для него выбран удачный момент, поскольку он пройдет в продолжение декабрьских переговоров первого вице-премьера Игоря Шувалова в Вашингтоне. В первую очередь, мы рассчитываем на дальнейшую работу над соглашением о взаимном поощрении и защите инвестиций.
Что же касается предложений и пожеланий бизнес-сообщества, то их несколько. Первое и главное - обеспечить участие и вклад деловых кругов наших стран в разработку юридических и регулятивных правительственных инициатив. При этом желательно сделать акцент на обеспечение прозрачности законодательства.
Второе - необходимо добиться большего сотрудничества в области технических стандартов, потому что они являются административными барьерами в торговле. Надо сказать, что США и Россия уже проделали большую работу в этой области, но наш деловой совет поддержал бы создание отдельной рабочей подгруппы по стандартам.
Третья тема для обмена мнениями - поддержка нашими правительствами развития малого бизнеса и человеческого капитала. Известно, что обе стороны хотели бы иметь больше средних и малых инвесторов на рынках США и России.
Наконец, важным вопросом является расширение сотрудничества между регионами. У нас уже есть пилотные проекты, как например инновационный коридор между штатом Мэриленд и Нижним Новгородом. Насколько я знаю, помощники министра Улюкаева формируют группу представителей российских регионов для поездки в Вашингтон.
Как вы знаете, министр экономики РФ и министр торговли США являются сопредседателями рабочей группы по развитию торговых связей и экономических отношений в составе российско-американской президентской комиссии. В очередной раз встречаясь в этом формате, они выработают совместный план работы по данному направлению.
Насколько важную роль в двусторонней экономической повестке сыграет соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций?
Дэниел Расселл: Первый вице-премьер Игорь Шувалов поднял вопрос о заключении этого соглашения во время визита в США в декабре прошлого года и это показало приоритеты российского правительства в области экономических отношений. Договор о поощрении и защите взаимных инвестиций заполнит большой пробел в общем контексте двусторонних коммерческих связей и АРДС выступает за его скорейшее заключение. Важность соглашения заключается в том, что оно подаст сигнал бизнес-сообществам в России и США о том, что наши правительства серьезно настроены на развитие двусторонней торговли и инвестиций. Кроме того, этот документ установит соответствующие условия для взаимных частных инвестиций, создаст справедливое и равноправное отношение к инвесторам и их вложениям, а также наделит их правом оспаривать действия правительств наших стран в международном арбитраже.
Стоит ли ожидать, что в результате заключения этого соглашения коммерческие отношения России и США сразу пойдут в гору?
Дэниел Расселл: Честный ответ - нет. Было бы нереалистичным ожидать этого. Но, являясь частью долгосрочной стратегии по развитию двусторонним экономических отношений, это соглашение определенно приведет к существенным результатам.
Известно, что в рамках активизации инвестиционного сотрудничества с США Москва заинтересована в привлечении американского капитала в российские регионы, включая Сибирь, Дальний Восток и Арктику. Заинтересует ли американский бизнес такие масштабные проекты, как, например, реконструкция Транссиба или вложения в Дальний Восток?
Дэниел Расселл: Бизнес США уже активно участвует в реализации различных проектов, за пределами Московской и Ленинградской областей. В качестве примера можно назвать инвестиции в Татарстан, Калужскую, Свердловскую области и другие регионы.
Что касается Дальнего Востока, то, очевидно, крупнейшим вложением американских компаний стала сделка "Exxon Mobil" и "Роснефти" по совместной разработке ресурсов на Сахалине. Сейчас эти компании обсуждают возможности создания других СП в этом регионе.
На российском Дальнем Востоке существуют большие перспективы для развития инфраструктуры и компании из США были бы заинтересованы в строительстве дорог, электростанций, реализации проектов в сфере энергетики и энергоэффективности. АРДС хотел бы изучить глубже этот вопрос и развивать интерес наших партнеров в отношении открывающихся в этом регионе возможностей.
Всемирный Банк прогнозирует весьма низкий рост российской экономики в 2014 году на уровне 1,8-2 процента ВВП. Смогут ли эти скромные цифры негативно повлиять на планы иностранных инвесторов в России?
Дэниел Расселл: Прежде всего, данные проекции являются реалистичными. Когда деловые круги изучают прогнозы роста ВВП, подготовленные правительством России, а затем сравнивают их с выкладками различных банков и аналитиков, они видят примерно одну и ту же картину. В определенном смысле это обнадеживает инвесторов, поскольку демонстрирует степень понимания российским правительством текущих вызовов.
Примечательным выглядит недавнее социсследование текущих настроений среди американских предпринимателей в России, подготовленное одним частным агентством. Согласно ему, несмотря на ниспадающие тенденции в российской экономике, две трети компаний из США, имеющих инвестиции в РФ, намерены расширить свои бизнес-операции в вашей стране в ближайшие годы.
На самом деле Россия, несмотря ни на что, является весьма привлекательным местом для инвесторов, поскольку имеет низкий уровень безработицы, огромные природные и человеческие ресурсы. И я не думаю, что это изменится в ближайшее время. Настоящие проблемы в привлечении зарубежных инвестиций создают не прогнозы низкого роста экономики, а заголовки в СМИ о коррупции, бюрократической волоките и так далее. Потребуется некоторое время, чтобы преодолеть эти проблемы.
Однако, согласно последнему рейтингу Всемирного Банка "Doing Business in Russia - 2013", наша страна в последние два года сделала существенный рывок в улучшении инвестклимата. Известная инициатива президента России Владимира Путина вывести РФ на 20 место в мире по удобству и легкости ведения бизнеса к 2018 году представляется Вам реальной?
Дэниел Расселл: Мы аплодируем усилиям правительства России по улучшению инвестиционного климата. Достигнутый за последний год прогресс является внушительным. И, кстати, так считает не только Всемирный Банк. Если посмотреть на рейтинг Bloomberg’s "Best countries for doing business", то Россия и здесь поднялась с 56 места на 43, а также получила более высокие оценки в области наиболее инновационных стран.
Таким образом, рейтинг ВБ является показательным, но он представляет лишь одну из таких оценок. Президент Путин поступил абсолютно правильно, поставив политическую цель - достигнуть определенного уровня. АРДС полностью поддерживает эту инициативу и надеется, что Россия и дальше будет демонстрировать прогресс на данном направлении.
Несмотря на вступление России в ВТО, торговые споры между Вашингтоном и Москвой по-прежнему имеют место быть. Запрет на экспорт американской говядины и индейки в Россию и антидемпинговые расследования против российских компаний в США говорят сами за себя. Новые инициативы и в области взаимной торговли между РФ и США снимут эти вопросы?
Дэниел Расселл: На основе своего дипломатического опыта я могу сказать, что торговые споры, к сожалению, всегда будут присутствовать в международных отношениях. У Соединенных Штатов бывали разногласия даже с ближайшими союзниками в Европе и Азии. Будучи реалистом, я сомневаюсь, что торговые споры исчезнут совсем. Но, будучи оптимистом, я уверен, что такие разногласия можно решить и вступление России в ВТО в этом поможет.
Известно, что ряд российских крупных компаний, например "Северсталь" или "Еврохим", уверенно работают на американском рынке. Ожидается ли в 2014 году выход новых компаний из РФ на емкий, но весьма конкурентный рынок США?
Дэниел Расселл: Не уверен насчет 2014-го года, но со временем мы точно это увидим. Сейчас сразу несколько областей представляются заманчивыми для россиян. В первую очередь, это природные ресурсы. С заключением сделки между "Роснефтью" и "Exxon Mobil" российская компания получила доступ к участию в разработке нефтяных месторождений Мексиканского залива. С добычей полезных ископаемых связаны и некоторые производства. В этом отношении я бы назвал компанию "ТМК" и ее американское представительство "TMK IPSCO", производящее трубы в США для рынка нефти и газа, а также импортирующую готовые трубы из России. Кроме того, я бы упомянул высокотехнологичные компании, такие как "Лаборатория Касперского" и "Luxoft", разрабатывающее программное обеспечение и весьма неплохо работающие в США.
Наконец, компания "ВСМПО-АВИСМА" теперь имеет представительство в Америке и ее работа с фирмой "Boeing" является очень хорошим примером взаимовыгодного сотрудничества. Мы хотим видеть больше таких примеров в будущем.
Допускаете ли Вы, что с существенным увеличением товарооборота между нашими странами геополитические разногласия Москвы и Вашингтона могли бы быть, как минимум, сглажены?
Дэниел Расселл: Одной из проблем в политическом взаимодействии России и США является недостаток групп интересов, опирающихся и заинтересованных в прочных двусторонних отношения. Если бы экономические и коммерческие связи были бы более сильными и строились на основе взаимного уважения к инвестициям друг друга, то это бы служило балансом и предотвращало резкие падения в наших отношениях. В этом заключается долгосрочная задача, но на ее решение потребуется время. Наши правительства совершенно правы в том, что сейчас они делают акцент именно на развитии экономических связей.
Россия со своими партнерами постепенно развивает собственный интеграционные проекты - Таможенный Союз и Евразийский экономический союз. Являются ли эти объединения вызовом или новой возможностью для американского бизнеса?
Дэниел Расселл: Честный ответ заключается в том, что пока этого никто точно не знает. Ясно одно - бизнес-круги хотели бы получать больше информации о том, что представляет из себя ТС и ЕЭС. И здесь интерес по большей части имеет отношение к техническим деталям. Например, уровень НДС в России отличается от уровня НДС в Казахстане. Что это значит для импорта? Как распределены полномочия российского антимонопольного ведомства и новых структур, создающихся на базе ЕЭС? Эти и похожие вопросы иностранные инвесторы задают постоянно и хорошо, что российские власти начали на них отвечать.
На сегодняшний день у нас есть Евразийский экономический союз, который Россия обсуждает со своими партнерами. У нас есть и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, обсуждаемое США со своими европейскими партнерами, а также Транстихоокеанское партнерство, переговоры по которому ведутся с азиатскими странами. Нам необходимо сесть и начать серьезную дискуссию обо всех этих интеграционных проектах с тем, чтобы мы были уверены - все они согласуются с задачей расширения взаимной торговли и инвестиций между США и Россией. Это обязательно должно стать предметом обсуждения для наших правительств.
Последний вопрос и связан он с довольно неожиданной сменой посла США в России. Что вы ожидаете от нового американского посланника в Москве?
Дэниел Расселл: Экономические связи приобретают все большее значение в двусторонних отношениях и их практически не существовало в 1990-х годы. Я помню переговоры между США и Россией в период администрации Джорджа Буша и первой администрации Барака Обамы и с течением времени взаимная торговля играла все более весомую роль. Эта тенденция продолжится. Поэтому, кого бы не назначили на должность следующего посла США в России, именно эта сфера должна стать приоритетом.
Дэниел Расселл занял должность президента и генерального директора АРДС в 2013 году. До этого работал заместителем помощника госсекретаря США и отвечал за отношения с Россией и другими странами СНГ. С 2005 по 2008 года являлся заместителем руководителя дипломатической миссии США в Москве.